В 1946 году завод «Аремкуз» по поручению исполкома Моссовета должен был освоить капитальный ремонт и изготовление кузовов автобусов ЗИС-16, возвращавшихся из армии обратно на городские маршруты. При ближайшем рассмотрении это оказалось технологически более сложной задачей, чем предполагалось изначально, поэтому в качестве альтернативы заводскими кузовщиками к концу 1946 года был разработан упрощенный вариант кузова, выполненный в стилистике ЗИС-16. Такие кузова предполагалось устанавливать на шасси автобусов ЗИС-8 прошедшие капитальный ремонт на авторемонтном заводе №5, в ходе которого заодно наращивался задний свес рамы и усиливались задние рессоры.
Первый опытный экземпляр такого автобуса был собран в начале 1947 года и вскоре был продемонстрирован руководителям Моссовета и Московского городского комитета КПСС на Советской площади (ныне – Тверская площадь) в Москве. Уже 17 февраля 1947 года в газете «Вечерняя Москва» появилась коротенькая заметка о новом 21-местном автобусе «Аремкуза» с парой фотографий и было сообщено читателям его название – АКЗ-1.
Позднее «Вечерняя Москва» в своем номере от 21 марта 1947 года в заметке «Автобус АКЗ-1» дополнительно сообщала, что «первым пассажирам понравился его внешний вид, внутренняя отделка: мягкие голубые двухместные сиденья, стальные хромированные поручни, широкие, в металлической рамке, опускающиеся окна, легко открывающиеся двери.» Автобус, по сообщению газеты, был светло-коричневого цвета. Правда, теперь, согласно заметке, автобус имел 22 пассажирских места. Механический контроллер, открывавший и закрывавший входные двери (задние), управлялся кондуктором, а передняя дверь, служившая для выхода пассажиров, управлялась с места водителя.
Опытный экземпляр блистал обилием хромированных деталей – колесные колпаки, бампер, молдинги, накладки на решетку радиатора и на щели в боковинах, окантовки всей светотехники. На капоте у первого АКЗ-1 был установлен миниатюрный литой барельеф в форме факела с красным пламенем (заводским руководством тогда всерьез рассматривалась возможность переименования «Аремкуза» в более звучный «Авторемонтный кузовной завод «Красный факел»).
Начиная с августа и до конца 1947 года было собрано 14 автобусов АКЗ-1, по некоторым деталям оперения и арматуре унифицированных с ЗИС-150 и ЗИС-16. Не исключено, что в дальнейшем на получаемые восстановленные шасси ЗИС-8 стал устанавливаться двигатель ЗИС-150. Кроме того, начиная с октября 1948 года все выпускаемые «Аремкузом» автобусы были унифицированы по оперению с грузовиками ЗИС-150. Примечательно, что и заводской знак из накладных алюминиевых букв ЗИС, крепившихся на головке облицовки радиатора ЗИС-150 до лета 1948 года, и сменившая его пластина с выштамповкой ЗИС, фиксировавшаяся до начала 1950 года на грузовиках на том же месте с помощью контактной сварки, на автобусах «Аремкуз» отсутствовали. Сперва они просто не устанавливались на получаемые комплекты оперения, а впоследствии, когда ЗИС стал штамповать свой логотип непосредственно на головке облицовки радиатора, он, как правило, зачеканивался силами рабочих «Аремкуза»
Согласно альбому «Автобусы IV-V пятилеток» Д.А. Дементьева и Н.С. Маркова, всего за 1947-1951 годы «Аремкузом» было собрано 220 единиц новых автобусных кузовов АКЗ-1. |