Центральные авторемонтные мастерские / Чкаловский авторемонтный завод
ООО "Чкаловский автобусный завод" / СП "Худжанд-ЗИЛ"


"Таджикистан-1"
"Таджикистан-1А"

Первые автобусы имели облицовку радиатора с пятью горизонтальными массивными брусьями.

К середине 1960-ых годов количество брусьев облицовки радиатора уменьшилось до трех.

Во второй половине 1960-ых годов появились сдвижные форточки в боковых окнах, при этом сами стекла окон стали вставляться в резиновый профиль.

Перед окончанием выпуска изменилось художественное решение облицовки радиатора, надпись "Таджикистан" стала вертикальной и появилась эмблема в виде буквы "Л" (на фото представлен автобус на длиннобазном шасси ГАЗ-52-01).

    В марте 1959 года Министерство среднего машиностроения СССР, которому подчинялась вся атомная промышленность страны, распорядилось, в силу систематической нехватки служебного пассажирского транспорта, организовать на базе Чкаловского (ныне – город Бустон) авторемонтного завода, входившего в структуру Ленинабадского горно-химического комбината (он же – п/я №27), выпуск автобусов, предназначенных для доставки рабочих и служащих от места их проживания на объекты министерства и обратно. Завод к этому моменту уже обладал необходимыми компетенциями, осуществляя капитальный ремонт автомобилей ЗИС-150, ГАЗ-ММ и ГАЗ-51, тракторов С-80, С-100, экскаваторов Э-302, а также полученной по ленд-лизу техники. Но, поскольку опыта самостоятельного создания новой техники еще не имелось, объект производства пришлось искать на стороне.
    Выбор пал на каунасский автобус КАГ-3 с дерево-металлическим каркасом кузова, выпускавшийся на шасси ГАЗ-51А. Свою роль в выборе этой модели сыграла как доступная технология изготовления деревянных каркасов кузова (Чкаловский завод к тому времени накопил достаточный опыт работы с деревянными каркасами в ходе ремонта кузовов автобусов ЗИС-16), так и тот факт, что этот автобус был неплохо известен в Таджикистане, поскольку централизованно распределялся сюда крупными партиями по нарядам Главного управления по снабжению и сбыту продукции машиностроения при Госснабе СССР (Союзглавмаш). На основании заключенного с Каунасским ремонтным заводом автобусных кузовов соглашения в Чкаловск была направлена необходимая техническая документация, а в августе 1959 года в Каунас отправилась группа работников Чкаловского авторемзавода для ознакомления с особенностями производства и конструкции КАГ-3. Согласно этого же соглашения, из Каунаса в Чкаловск был отправлен и комплект деталей каркаса кузова для снятия с них шаблонов и изготовления на месте необходимой для производства оснастки.
    Чкаловский первенец, получивший название «Таджикистан», был построен к концу 1959 года, а его серийный выпуск был развернут уже в 1960 году – в этом году были сданы первые 112 товарных автобусов. Конструктивно автобусы «Таджикистан» в точности соответствовали каунасским КАГ-3, отличаясь от них лишь оформлением облицовки радиатора (ставшей стилистически больше похожей на решетку ЗИЛ-158) и применением гнутых стекол из оргстекла в передних углах ветрового стекла вместо плоских у каунасского прототипа. Шасси также использовалось ГАЗ-51А, но с соответствующими переделками – поскольку место водителя сместилось вперед относительно размещения у ГАЗ-51А, рулевое управление также было вынесено вперед и установлен механизм дистанционного управления коробкой передач, которая, как и двигатель, осталась на своем месте.
    Хотя конструкция автобуса принципиально не менялась до самого конца его выпуска, небольшие текущие модернизации все же периодически происходили. К примеру, во второй половине 1960-ых годов в боковых окнах появились сдвижные форточки, при этом сами стекла стали вставляться в резиновый профиль, а не в деревянную рамку, как раньше. В это же время в салоне стал монтироваться отопитель, аналогичный применявшемуся на автобусе ЗИС-155, а в крыше появились небольшие лючки приточной вентиляции. В середине 1970-ых годов, к концу выпуска «Таджикистан-1», изменилась конструкция облицовки радиатора, надпись "Таджикистан" стала располагаться вертикально, а над ней появилась лаконичная эмблема в виде буквы "Л", как у львовских автобусов.
    Выпуск автобусов «Таджикистан-1» продолжался до 1976 года, причем последние пять лет они выпускались параллельно с новой моделью «Таджикистан-2». Общий объем выпуска «Таджикистан-1» составил 2395 экземпляров, включая 422 единицы модификации «Таджикистан-1А», изготавливавшейся в течение 1968-1972 годов. Стоит При этом отметить, что продукция Чкаловского авторемзавода распределялась среди предприятий Министерства среднего машиностроения СССР и поэтому получила широкое распространение по всей территории СССР.
    Помимо комплектных автобусов, предприятие до 1978 года включительно периодически изготавливало комплектные кузова «Таджикистан-1» по отдельным заказам для самостоятельной установки силами заказчика на собственные шасси взамен изношенных (кузова с деревянным каркасом долго не служили).

По материалам Дениса Дементьева и Николая Маркова


    Первым в феврале 2019 года увидел свет выпущенный брендом AVD комплект деталей из смолы и пластика для самостоятельной сборки модели автобуса «Таджикистан-1» и ее окраски.
    В 2020 году эта же модель AVD была предложена коллекционерам брендом ModelPro в собранном виде – сперва в январе вышла чистая модель, в исполнении "только что с конвейера", а в феврале дополнительно появился этот же вариант, но уже с дополнительно нанесенными следами эксплуатации.


К другой продукции ЧАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 25 марта 2008 года          
Последняя редакция - 18 апреля 2025 года