В 1971 году было закончено строительство новых производственных площадей в объеме 3300 кв.м Черниговского производственного комбината Госкомитета УССР по кинематографии, что позволяло развернуть на этих площадях крупносерийный выпуск автобусов и специальной техники на их базе. В течение следующих нескольких лет осуществлялась отделка помещений и монтаж оборудования, а параллельно этому, в 1972-1973 годах, на смену автобусам «Чернигов» были спроектированы новые, более технологичные в массовом производстве, модели – АСЧ.03 на шасси ГАЗ-53А и более короткий АСЧ.04 на шасси ГАЗ-51А (АСЧ – автобус специальный «Чернигов»).
Первоначально АСЧ.03 создавался как модель большей вместимости, для чего его кузов был удлинен на одну секцию. Новая модель отличалась от прежней и экстерьером – иначе выглядел козырек над ветровым стеклом, а сама крыша стала более плоской, стилистически отличалась облицовка радиатора, изменилось боковое остекление и остекление задней части автобуса. Доступ пассажиров в салон традиционно осуществлялся через распашную служебную дверь по правому борту, а водитель попадал на свое рабочее место через собственную дверь. Вдобавок место водителя отделялось от салона остекленной перегородкой. Для доступа в багажное отделение в задней части кузова был предусмотрен люк под остеклением в задней панели автобуса. Там же в специальной нише располагалось запасное колесо.
Впоследствии, в силу необходимости максимальной унификации продукции и всемерного снижения себестоимости ее производства, АСЧ.03 получил более короткий кузов вместимостью 21 место, равно пригодный и к установке на шасси с колесной базой 3300 мм (ГАЗ-51А и ГАЗ-52-04), и у к установке на шасси с колесной базой 3700 мм (ГАЗ-53А). В зависимости от колесной базы, менялись лишь расположение колесных арок и длина заднего свеса, а обозначение автобуса оставалось при этом неизменным. По сути, это АСЧ.04 стал АСЧ.03, а индекс АСЧ.04 канул в лету и больше не использовался.
Как и предшественник, АСЧ.03 выпускался как в виде пассажирского автобуса, так и в качестве базы для разного рода спецавтомобилей, использовавшихся в киностудиях и учреждениях, подчиненных Государственному комитету по кинематографии СССР. На базе АСЧ.03 в разное время серийно было освоено свыше десятка модификаций специального транспорта, из которых отдельно стоит отметить автоклуб К-51, а также предназначенные для нужд кинопроизводства оружейно-пиротехнический автомобиль АОП.01-53А и операторский ТОМ.01-53А.
Кроме собственно Чернигова, автобусы АСЧ.03 по полученной от ЧПК документации выпускались с 1975 года на расположенном Днепропетровской области Новомосковском ремонтно-механическом заводе Министерства мелиорации и водного хозяйства УСССР. В 1976 году выпуск АСЧ.03 освоил также Котовский ремонтный завод объединения «Укрмельхозтехника» (Одесская область). Но оба этих производителя заметно отставали от черниговских объемов производства АСЧ.03.
Выпуск АСЧ.03 вполне мог бы закончиться уже в 1977 году, когда Совет министров СССР своим решением от 22 апреля запретил выпуск автобусов предприятиями, не входящими в структуру Министерства автомобильной промышленности СССР. Причиной такого шага стал тот факт, что выпуск ими автобусов осуществлялся на грузовых шасси, не оборудованных двухконтурной тормозной системой и не отвечающих, как следствие, введенным к тому времени новым нормам по безопасности. Однако, черниговский «Кинотехпром» попал в перечень заводов, которым был разрешен выпуск автобусов при соблюдении ряда требований. Уже в 1979 году были введены в действие новые технические условия на АСЧ.03 – ТУ 19-250-78. С этого же года АСЧ.03 чуть изменился внешне – вместо прежней округлой решетки радиатора, немного напоминавшей своей формой радугу, стала устанавливаться решетка прямоугольной формы с чуть закругленными углами, отверстие в которой было прикрыто мелкоячеистой металлической сеткой.
Чтобы соответствовать требованиям по безопасности, с октября 1981 года ЧПК приступил к переделке своими силами одноконтурной тормозной системы базовых шасси на двухконтурную с добавлением второго гидровакуумного усилителя.
С конца 1983 года АСЧ.03 частично стали выпускаться на новом шасси ГАЗ-53-12 и несколько лет автобусы выпускались параллельно на трех шасси – прежних ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А и новом ГАЗ-53-12. При этом часть автобусов выпускалась на давальческих шасси, нередко бывших в употреблении.
В 1987 году жертвой борьбы за снижение себестоимости стали два больших панорамных окна, устанавливавшихся в задней панели автобуса – они уступили свое место одному небольшому плоскому, которое использовалось в боковом остеклении. Тогда же пропали и расположенные над лобовыми стеклами окошки-маршрутоуказатели. А под самый конец производства АСЧ.03 стала использоваться более тонкая листовая сталь для обшивки кузова – теперь вместо используемых раньше листов толщиной 1 мм стали применяться листы толщиной 0,7 мм. Характерной чертой этих автобусов стали две продольные выштамповки вдоль каждой стороны кузова.
Выпуск автобусов АСЧ-03 и спецтранспорта на его базе был прекращен в 1992 году. |