Одним из ключевых направлений модернизации существующих конструкций грузовиков в СССР долгое время являлось повышение полезной нагрузки, что особенно ярко проявилось в период 1960…1970-х годов. Подобной гонки за грузоподъемностью в то время не избежал и самый маленький из грузовиков Горьковского автозавода – ГАЗ-51А. В соответствии с утвержденным в Министерстве автомобильной промышленности СССР типажом грузовых автомобилей на IX и Х пятилетки на смену «пятьдесят первому» должен был прийти усиленный грузовик с увеличенной на 20% (с 2,5 до 3 т) грузоподъемностью.
Задача по постановке трехтонного автомобиля на конвейер выполнялась в два этапа. На первом этапе, в соответствии с приказом Министра автомобильной промышленности за №70 от 29 мая 1973 года «О мерах по созданию и вводу мощностей по выпуску грузовых автомобилей на Горьковском объединении по производству автомобилей», в целях обеспечения выполнения установленного задания на 1973-1975 г.г. по вводу мощностей по общему выпуску грузовых автомобилей на АвтоГАЗе с учетом отставания развития мощностей по производству V-образных 8-и цилиндровых двигателей на Заволжском моторном заводе, с 1 января 1975 года взамен ГАЗ-51А на конвейер должен был встать переходный 2,5-тонный грузовик модели ГАЗ-52-04, унифицированный по ряду узлов и агрегатов с более тяжелым ГАЗ-53А. В частности, унификация должна была затронуть кабину с оперением, переднюю ось, задний мост, рулевое управление и тормозную систему. Подобная модернизация позволяла обеспечить солидное повышение запаса прочности конструкции, необходимого с учетом запланированного на ближайшую перспективу перехода к 3-тонной полезной нагрузке. Кроме того, предполагалась и существенная модернизация двигателя ГАЗ-51А, направленная на повышение ресурса с 80 до 150 тыс. км даже при грузоподъемности 3 тонны.
Мероприятия, запланированные по первому этапу, удалось претворить в жизнь в I квартале 1975 года, когда ветеран ГАЗ-51А уступил место на конвейере обновленному грузовику ГАЗ-52-04. Вслед за этим в активную фазу вошли и проектные работы по «трехтонке», включенные в план опытно-конструкторских работ Минавтопрома СССР на 1975-1980 годы. В соответствии со вступившей в силу отраслевой нормалью ОН 025.270-66, регламентировавшей маркировку автомобильного транспорта, перспективной разработке был присвоен индекс ГАЗ-3302 (индекс «3301» достался разрабатывавшемуся в то же самое время преемнику «шишиги» - ГАЗ-66). Выпуск опытно-промышленной партии новых грузовиков в министерстве изначально запланировали на 1979 год.
Внешне ГАЗ-3302 практически не отличался от серийного ГАЗ-52-04, хотя объем проведенной модернизации оказался весьма велик. Помимо увеличения грузоподъемности, в конструкции машины были реализованы комплексы мер по повышению ресурса до капитального ремонта со 175 до 200 тыс. км пробега, а также по снижению уровня внешнего шума до 86 дбА.
Рама «трехтонки», хоть и не была спроектирована с чистого листа, но все же полностью утратила взаимозаменяемость с аналогичными деталями ГАЗ-51А и ГАЗ-52-04. Для увеличения прочности она получила усилители в зонах наибольшей концентрации напряжений, а применение новой усиленной подвески колес с рессорами в резиновых подушках вместо пальцев и необходимость иного размещения буксирного прибора потребовали удлинения лонжеронов. Наконец, у ГАЗ-3302 по сравнению с ГАЗ-52-04 на 20 мм (до 3320 мм) увеличилась колесная база. Это было обусловлено применением усиленной коробки передач модели ГАЗ-52, имеющей размер по продольной оси на 18,5 мм больше, чем у коробки ГАЗ-51А. Ее установка потребовалась из-за ожидаемого увеличения времени работы машины на низших ступенях и как следствие – роста нагрузки на данный узел. В конструкции «пятьдесят второй» коробки, унифицированной с КП ГАЗ-53А, был предусмотрен лючок под установку коробки отбора мощности для привода рабочих органов различной спецтехники.
Помимо прочего, ГАЗ-3302 получил новую, весьма передовую для того времени тормозную систему с двухполостным главным цилиндром типа «тандем» и раздельным по осям приводом со своим гидровакуумным усилителем в каждом контуре. Наконец, увеличение полной массы потребовало применения усиленных колесных дисков: если у ГАЗ-52-04 наибольшая расчетная нагрузка на колесо составляла 950 кг, то для ГАЗ-3302 этот показатель увеличился до 1080 кг, что уже являлось критичным значением для шестиоконных дисков типа ГАЗ-51А. Проблему решили, использовав на перспективной машине более прочные двухоконные колесные диски.
Техническим заданием на ГАЗ-3302 предусматривался выпуск целого семейства автомобилей на этой базе. Помимо стандартного грузовика с бортовой платформой в этом семействе были запланированы газобаллонная (ГАЗ-33021) и северная (ГАЗ-330201) модификации, седельный тягач для буксировки полуприцепов полной массой 7,5 т, а также различные шасси под комплектацию специализированных автомобилей.
Одним из главных потребителей шасси ГАЗ-3302 предстояло стать Саранскому заводу автосамосвалов – самосвалу на этом шасси был присвоен индекс ГАЗ-САЗ-3506. Специально под нужды саранского завода в Горьком было изготовлено шасси ГАЗ-3302 в самосвальном исполнении. В отличие от стандартного шасси под монтаж бортовой платформы оно получило раму, укороченную в задней части и дооснащенную кронштейном «запаски» на правом лонжероне. При этом буксирный прибор автосамосвалу не полагался вовсе: вместо него на вертикальных стенках лонжеронов в задней части рамы были установлены простейшие буксирные крюки.
Ввиду отсутствия положительного решения со стороны Минавтопрома СССР, серийное производство ГАЗ-3302 развернуто не было.
Текст - Сергей Леонтьев, Николай Марков |