Параллельно с ГАЗ-11-51, Горьковским автозаводом разрабатывались несколько типов полноприводных грузовых автомобилей. Одним из них был ГАЗ-63 с колесной формулой 4х4, представлявший собой по сути полноприводный вариант ГАЗ-11-51. Учитывая заинтересованность военных в получении автомобиля повышенной проходимости, ГАЗ-63 был собран даже раньше базового ГАЗ-51 – в марте 1939 года.
На автомобиль были установлены 76-сильный двигатель ГАЗ-11 (в дальнейшем был заменен на 85-сильный ГАЗ-11А), четырехступенчатая КП и оригинальная раздаточная коробка со встроенным демультипликатором (передаточное отношение 1,82:1). Главные передачи в ведущих мостах (передний мост был оригинальным) имели передаточное отношение i=6,67. Для повышения проходимости ГАЗ-63 был «обут» в импортные шины «Граунд Грипп» размерности 34х7'' с развитыми грунтозацепами. Учитывая опытное назначение автомобиля, в его конструкции помимо шин был использован ряд импортных узлов, производство которых еще только предполагалось освоить в СССР – помимо шин, отдельно следует отметить шарниры равных угловых скоростей, стартер, шкворневые узлы.
За неимением цельнометаллической кабины нового образца, ГАЗ-63 получил обычную кабину от «полуторки», но, учитывая иные тепловые режимы, в которых предстояло работать двигателю, особенно на бездорожье, автомобиль получил радиатор большего размера с более эффективной теплоотдачей. Кроме того, на ГАЗ-63 были установлены крылья типа ГАЗ-М1 с фарами и подфарниками.
ГАЗ-63 был рассчитан на перевозку 2 тонн груза по шоссе и 1,5 тонн по бездорожью. Как и в случае с ГАЗ-51, для ГАЗ-63 предусматривалась возможность буксировки прицепа – автомобиль мог буксировать прицеп массой до двух тонн. Полноприводный ГАЗ-63 мог преодолевать подъемы с уклоном до 30 градусов (на травянистых и сыпучих грунтах – до 20 градусов) и брод глубиной до 0,8 метра.
По итогам испытаний ГАЗ-63 формально был принят на вооружение РККА. Постановлением СНГ СССР и ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 года №1742-750сс Горьковскому автозаводу предписывалось подготовить производство ГАЗ-63 к 01 января 1942 года, но в силу чрезвычайной загруженности автозавода военными заказами в 1941-1942 годах через какое-то время этот вопрос был снят с повестки дня. Серийно этот вариант ГАЗ-63 не выпускался.
Проектные работы по созданию двухосного грузового автомобиля повышенной проходимости и испытания опытных образцов ГАЗ-63 продолжались Горьковским автозаводом и во время войны. По их результатам, уже в 1943 году автозавод приступил к созданию нового по сути автомобиля под тем же индексом и уже в через несколько лет, в 1948 году, был начат серийный выпуск нового ГАЗ-63. |