В 1992 году ПО «ГАЗ» столкнулось с серьезным падением спроса на автомобили «шестьдесят шестого» семейства. Заказы техники от армии резко сократились, а для частников даже модернизированный ГАЗ-66-16 большого интереса не представлял. Для загрузки конвейера срочно требовалось найти более востребованный рынком объект производства. И тогда у конструкторов завода родилась идея сделать гибрид из грузовиков ГАЗ-66-16 и ГАЗ-3307. В это семейство, ориентированное сугубо на гражданский рынок, вошли три автомобиля - ГАЗ-66-21 (базовый бортовой грузовик), ГАЗ-66-22 (бортовой грузовик с лебедкой) и ГАЗ-66-31 (шасси под спецтехнику).
В мае-июне 1992 года, наряду с тремя опытными образцами бортовых грузовиков ГАЗ-66-22, предназначенных для проведения полноценных испытаний, был построен и макетный образец шасси ГАЗ-66-31 для передачи Саранскому заводу автосамосвалов под возобновление работ по теме сельскохозяйственного самосвала с колесной формулой 4х4 (вторая попытка после ГАЗ-САЗ-3530).
Уже осенью 1992 года с конвейера ГАЗа начали сходить серийные «шишиги» с двухскатной ошиновкой. Примечательно, что бортовые грузовики ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 так и остались машинами довольно редкими: большого спроса на них не было, и в начале 1993 года их фактически перестали производить (тогда же сняли с производства ГАЗ-66-16). Зато шасси ГАЗ-66-31 грузоподъемностью 3960 кг оказалось востребованным. Будучи задуманным как самосвальное, в действительности оно пользовалось спросом у производителей самой разной спецтехники: автофургонов, мусоровозов, ассенизационных и буровых машин. Но чаще всего двухскатная «шишига» встречалась в виде самосвала с трехсторонней разгрузкой ГАЗ-САЗ-3511.
В отличие от бортовых ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22, у шасси ГАЗ-66-31 запасное колесо крепилось так же, как и у односкатных «шишиг» – вертикально позади кабины, рядом с инструментальным ящиком. А освободившееся пространство на правом лонжероне рамы служило для размещения маслобака гидросистемы. Кроме того, задняя подвеска для повышения угловой жесткости имела подрессорники от ГАЗ-3307: из-за этого плавность хода в сравнении с ГАЗ-66-22 ухудшилась, но только так можно было добиться нормальной устойчивости машины при боковой разгрузке в случае залипания груза на платформе.
Выпуск всех моделей семейства с двухскатной ошиновкой завершился на ГАЗе 1 января 1994 года в связи с окончанием срока действия выданного ранее одобрения типа транспортного средства.
Текст - Николай Марков |