ОАО "ГАЗ"
(Горьковский автомобильный завод)


ГАЗ-69А

Посадочный макет и опытный образец 1951 года



    С самого начала работ над грузопассажирским ГАЗ-69 было ясно, что легковой автомобиль повышенной проходимости востребован не только армией, но и народным хозяйством. О свободной продаже джипов «частникам» речь не шла, но в легком вездеходе нуждались строители, геологи, сельские врачи и участковые милиционеры, председатели колхозов и журналисты. О последних в связи с «газиками» вспоминают редко, но в те годы львиную долю статей областных газет (не говоря уже о районных) составляли «вести с полей» – репортажи об «укосах и надоях» из колхозов. Ежедневно корреспонденты отправлялись в командировки из областных центров в районы, а там и по сей день «дорога» – понятие номинальное.
    Цели поездок «гражданских пользователей» в большинстве случаев не предполагали перевозку ни габаритных грузов, ни большого количества пассажиров. Не нужны были в таких ситуациях ни большой запас топлива, ни сверхжесткий кузов. А вот толика дополнительного комфорта водителю и пассажирам не помешала бы.
    Убедившись, что удачную платформу грузопассажирского ГАЗ-69 перекраивать не придется, конструкторы приступили к созданию народнохозяйственной версии джипа. Четырехдверный пятиместный фаэтон (кузов которого получил внутризаводской кузовной индекс «77»), был построен в мае 1951 года и в течение июля-сентября того же года проходил Государственные испытания наряду с грузопассажирскими ГАЗ-69. От армейского собрата он отличался компоновкой салона и расположением некоторых элементов конструкции. Позади передних сидений расположился стационарный сплошной трехместный «диван», попасть на который пассажиры могли через второй ряд дверей. Соответственно, запасное колесо, располагавшееся у ГАЗ-69 снаружи за водительской дверью (и задающее ей скошенную сзади форму), переместилось на пол просторного багажника, места для которого вдоволь оставалось за спинкой заднего сиденья. Интересно, что все четыре двери кузова модели «77» имели такую же скошенную заднюю кромку, как водительская дверь кузова «76».
    Вместо двух бензобаков у ГАЗ-69 (основного, 47-литрового, расположенного под полом за водительским местом и 28-литрового резервного под передним пассажирским сиденьем) решили обойтись одним 60-литровым, прекрасно вписавшимся под задний «диван». При этом горловина для заправки машины топливом своего местоположения не поменяла. Брезентовый тент сделали не съемный, как на грузопассажирских версиях, а в духе гражданских фаэтонов – складной.
    В результате всех изменений «мирная» версия ГАЗ-69, получившая официальный индекс «ГАЗ-69А», оказалась на 10 см уже грузопассажирского собрата (из-за отсутствия запаски на борту), на 11 см ниже; без нагрузки на 10 кг тяжелее, но с полной нагрузкой – на два центнера легче.
    Наряду с ГАЗ-69, производство ГАЗ-69А с 1955 было передано на Ульяновский автомобильный завод. Фактически, в период 1955-1956 г.г. выпуск ГАЗ-69 и ГАЗ-69А осуществлялся параллельно на двух заводах – ГАЗ и УАЗ. В 1956 году ГАЗ прекратил производство автомобилей семейства ГАЗ-69, выпустив с 1953 по 1956 год 16.382 штук ГАЗ-69 и 20.543 штук ГАЗ-69А. На УАЗе же выпуск ГАЗ-69А продолжался до 1973 года.

Текст - Константин Андреев          



    Первой промышленно изготовленной моделью ГАЗ-69А считается модель компании "Наш Автопром", поступившая в продажу в апреле 2011 года в нескольких расцветках и двух вариантах исполнения - с поднятым и разложенным тентом. А еще через месяц вышла в свет модель ГАЗ-69А, выпущенная компанией PCT для журнальной серии "Автолегенды СССР" издательства "ДеАгостини".
    Помимо промышленных моделей, модели ГАЗ-69А на протяжении последних 10-15 лет выпускали такие мастерские как "ДИК" (г.Кострома), ALF (г.Николаев), "Вектор-моделс" (г.Херсон), "Уральский сокол" (г.Екатеринбург):

модели мастерской "Вектор-моделс" (г.Херсон).

    модели мастерской "АЛФ" (г.Николаев).

    Модель мастерской "Уральский сокол" (г.Екатеринбург).

    Игрушка, выпускавшаяся фирмой Polistil (Италия).


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 29 мая 2006 года          
Последняя редакция - 05 июня 2013 года