Курганский автобусный завод / КАвЗ

КАвЗ-651А

Юбилейные машины
разных лет:

ПАЗ-651А и КАвЗ-651А выпуска до 1963 года:

Автобусы выпуска 1963-1964 г.г.

Автобусы выпуска после марта 1965 года.

    Новейшая история нашей страны содержит в себе немало резких поворотов. Одним из таких моментов истории стала отмена в 1957 году ведомственного подчинения предприятий с одновременным упразднением союзных и республиканских министерств. Управление промышленностью стало осуществляться по территориальному принципу, а предприятия были переданы в ведение местных органов управления промышленностью – так называемых Советов Народного Хозяйства.
    Именно с появлением в СССР Совнархозов связано рождение Курганского автобусного завода. Упразднение министерств происходило по мере передачи подведомственных предприятий Совнархозам по территориальной принадлежности. К примеру, предприятие п/я А-1852, относившееся к Министерству оборонной промышленности (было ликвидировано 14 декабря 1957 года), подлежало передаче Курганскому совнархозу. С учетом необходимости загрузить полученное производство выпуском продукции гражданского назначения, 19 сентября 1957 года, на основании предложения Курганского Совнархоза, было принято Постановление №4695-Р Совета министров РСФСР об организации выпуска автобусов на свободных площадях завода №673 Курганского совнархоза из состава предприятия п/я №12 (известного сегодня как Курганприборзавод).

    Первой моделью, выпуск которой предстояло освоить вновь созданному курганскому заводу, стал уже выпускавшийся в Павлове автобус ПАЗ-651А, конструкция которого, в свою очередь, восходила еще к ГЗА-651, имевшему деревянный каркас кузова.
    Первый автобус был собран в Кургане на автобусном заводе уже 14 января 1958 года и впоследствии был передан заводу п/я №12, но по сути – себе же (п/я №12 являлся оборотной стороной КАвЗа, которая изготавливала кабины для МАЗ-529 и МАЗ-535, выпускавшихся на КЗКТ) для, как было сказано в распоряжении, «эксплоатации в транспортный цех предприятия п/я 12». Освоенный в Кургане автобус был полностью идентичен ПАЗовской модели, использовал такое же шасси ГАЗ-51И и даже именовался ПАЗ-651А. Несмотря на слабую оснащенность предприятия, курганские «пазики» сразу получили цельнометаллический каркас кузова. Поначалу сборка автобусов производилась без какой-либо механизации, тяжелые узлы – крыша, основание пола и др. – переносились и устанавливались вручную. Тем не менее, до конца 1958 года было собрано 506 автобусов. По-настоящему массовый выпуск ПАЗ-651А в Кургане был развернут в мае 1959 года, когда был сдан в эксплуатацию 115-метровый Главный сборочный конвейер. В 1962 году завод достиг своей проектной мощности, сумев выпустить 5 000 автобусов.
    Во второй половине 1959 года были утверждены цветографические схемы окраски автобусов и упорядочена номенклатура красок. Большая часть автобусов окрашивалась согласно двухцветной схеме, где нижняя часть кузова была серо-голубого цвета, а верх – белый. Автобусы курганского производства получили штампованную надпись «Курганский автобусный завод» в две строки на съемных боковинах капота, которыми комплектовались все автобусы 651-го семейства, за исключением самых первых КАвЗов, имевших оригинальные боковины ручной работы. При этом официально наименование КАвЗ-651А появилось лишь с января 1962 года, когда были утверждены новые технические условия – до этого момента в Кургане автобусы выпускались под маркой ПАЗ-651А.
    В ходе выпуска КАвЗ-651А изменялся довольно слабо. Изменения носили настолько косметический характер, что автобусы первых выпусков внешне слабо отличались от последних выпущенных машин. Впрочем, некоторые нововведения постепенно все же вносились. Например, с 01 февраля 1962 года вместо прямоугольных указателей поворота от «Победы» на задней панели кузова автобуса стали монтироваться фонари ФП-102. В конце того же года оригинальная полукруглая решетка радиатора и оригинальный же капот, являвшиеся своего рода визитной карточкой всех капотных автобусов ГЗА, ПАЗ и КАвЗ, уступили свое место стандартному оперению грузовика ГАЗ-51А: с целью уменьшения трудоемкости изготовления автобусов 18 сентября 1962 года по заводу был выпущен приказ №680, предписывающий прямо с этого же числа перейти к установке стандартных, от грузовика ГАЗ-51А, верхней панели капота, облицовки радиатора и брызговика облицовки радиатора. По всей видимости, какой-то имевшийся задел оригинальных деталей оперения был оставлен для применения на автобусах в экспортном исполнении – их оперение было унифицировано с остальными 651-ми машинами лишь приказом №235 от 20 декабря 1962 года, в соответствии с которым внедрение облицовки ГАЗ-51А по ним должно было произойти с января 1963 года. К слову, автобусы экспортных серий (как и выставочные) могли дополнительно оснащаться хромированными бамперами и хромированными же ободками фар, но с течением времени экспортные модификации внешне перестали чем-либо отличаться от автобусов основного выпуска.
    Таким образом, с начала 1963 года КАвЗ-651А получил стандартный передок ГАЗ-51А, с которым эти автобусы и выпускались до самого снятия с производства. Впрочем, выпуск автобусов со стандартной газовской решеткой радиатора периодически происходил и до выхода приказа №680. Главной причиной ее появления на автобусах являлись перебои с оригинальными деталями оперения капота – к примеру, именно по этой причине 29 декабря 1960 года был издан приказ по заводу №204, предписывающий изготовить партию автобусов в количестве 30 штук со стандартным оперением ГАЗ-51А в связи с отсутствием оригинальных капотов.
    В январе 1963 года, в соответствии с ГОСТ 8769-58, КАвЗ-651А получили новую заднюю светотехника: красные габаритные фонари на скатах крыши остались на своих местах, но ниже, вместо прежней светотехники, стали устанавливаться два фонаря по углам кузова внизу и два указателя поворотов красного цвета по углам кузова под центральным поясным молдингом. В задних фонарях при этом были совмещены габаритные огни, стоп-сигналы, катафоты, а в левый фонарь дополнительно была встроена секция подсветки номерного знака, который устанавливался над фонарем.
    В мае 1964 года КАвЗ-651А получил сварную крышу вместо клепаной, а в III квартале того же года появились более удобные сиденья с наполнителем из губчатой резины вместо применявшихся пружин и войлока. В марте 1965 года на автобусах была внедрена цельнометаллическая задняя дверь и изменилась форма верхних габаритных фонарей, устанавливаемых на боковых скатах крыши.
    С 25 сентября 1970 года КАвЗ-651А покинул заводской конвейер, окончательно уступив на нем свое место модернизированной модели КАвЗ-651Б.



    В августе-сентябре 2024 года бренд DIP-Models выпустил сразу четыре варианта модели автобуса КАвЗ-651А – два собственно пассажирских автобуса и два специсполнения на его базе.
    Первыми в августе на прилавки магазинов поступили модель маршрутного автобуса, работавшего в 1968 году на маршруте Ахун-Сочи, выполненная в классическом бело-голубом исполнении, и модель Передвижного поста ГАИ, эксплуатировавшегося Госавтоинспекцией МВД СССР в Липецке в 1977 году (впрочем, не исключено, что это был уже КАвЗ-651Б). Вторая модель также была выполнена в сине-белой гамме, но имела более темный оттенок синего цвета, несколько иную схему окраски, проблесковые маяки и громкоговоритель, а также оригинальный салон с рабочими местами в передней половине салона и местным освещением:


    В сентябре 2024 года вышли следующие две модели КАвЗ-651А бренда DIP-Models – еще один пассажирский автобус, но на этот раз окрашенный в хаки, эксплуатировавшийся в 1970-ых годах одной из дислоцированных в Калуге воинских частей Министерства обороны СССР, и модель Передвижного пункта милиции, использовавшегося в Кисловодске в 1975 году. Модель милицейского автобуса получила оригинальную желто-синюю схему окраски, проблесковые маяки и громкоговоритель, а также салон с рабочими местами в передней половине салона и местным освещением. К модели также прилагались небольшая площадка-партикабль для крыши и лестница на заднюю стенку автобуса, которые по желанию могли быть установлены коллекционерами самостоятельно:


    За 13 лет до появления представленных выше моделей бренда DIP-Models – в сентябре 2011 года – брендом Classicbus был выпущен свой вариант модели бело-голубого КАвЗ-651А, копировавшей автобус, выпущенный в интервале ориентировочно 1963-1964 годов. Благодаря весьма демократичной цене модели, она конкурировала с аналогичной моделью херсонской малосерийной мастерской "Вектор-моделс", практически вытеснив последнюю с рынка. Но у модели Classicbus, сделанной по технологии diecast, имелся и ряд заметных недочетов: в частности, на съемных боковинах капота отсутствовала штампованная надпись «Курганский автобусный завод», практически вертикальным оказался угол наклона ветрового стекла, отсутствовала расшивка по бортам. Днище модели было выполнено довольно просто, а на месте номерного знака был установлен фонарь. кроме того, обращал на себя внимание и дугообразный вырез под задней дверью, которого не было на реальных автобусах.
   Не менее необычна и история разработки модели – как и в случае с остальными своими моделями, первые мастер-модели Classicbus открыто представил на суд публики примерно за год до выхода модели в продажу и сообщество коллекционеров активно приняло участие в ее обсуждении, благодаря чему многие из недочетов были устранены уже на этом этапе. Удивительно, но изначально ветровое стекло имело нормальный наклон и правке не подвергалось, но в какой-то момент фабрика что-то напутала в процесе доработки модели и лобовое стекло стало практически перпендикулярным по отношению к капоту.
   Позднее эти же пресс-формы модели КАВЗ-651А бренда Classicbus были использованы еще несколько раз: были выпущены модели с белым верхом в сочетании с зеленым низом и белым верхом в сочетании с синим низом – в обоих этих случаях деление цветов проходило по подоконному молдингу. Кроме того, была выпущена модель цвета кофе с молоком, с белыми верхом и юбкой и зелеными молдингами.


    До появления модели Classicbus основными поставщиками моделей КАвЗ-651А в коллекции были херсонская мастерская "Вектор-моделс", изготавливавшая модели методом гальванопластики (на фотографии слева), и Саратовская лаборатория минимиоделей, модели которой изготавливались из смолы (остальные снимки в этом ряду):


К другой продукции КАвЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 09 января 2005 года          
Последняя редакция - 30 октября 2024 года