В 70-х годах прошлого века в Министерстве обороны СССР активно муссировалась идея перевода некоторых видов вооружений с гусеничных шасси на колесные. Веским основанием для этого являлись успехи БАЗа и МЗКТ (тогда еще одного из цехов Минского автозавода) в части проектирования и выпуска таких шасси. Кроме того, не стоит забывать, что обслуживание (или, как сейчас сказали бы – «стоимость владения») колесного шасси значительного дешевле, чем аналогичного по своим характеристикам шасси гусеничного. Основываясь на этом, в середине 1981 года Министерство обороны СССР утвердило тактико-техническое задание на разработку нового семейства тяжелых многоцелевых автомобилей для военных нужд. Вскоре вышло и совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором Камскому и Кременчугскому автозаводам поручалось создать семейства полноприводных автомобилей грузоподъемностью 6-10 тонн (тема «Мустанг», КамАЗ) и 10-18 тонн (тема «Открытие», КрАЗ).
Семейство «Открытие» включало в себя три типа машин с двигателями мощностью 320-360л.с. и колесными формулами 6х6, 8х8 и 10х10 (последнее - активный автопоезд). И если трехосный КрАЗ-6315 и автопоезд с активным полуприцепом КрАЗ-6010 без особых проблем были созданы на основе серийной кразовской номенклатуры, то с четырехосной машиной заводчанам пришлось начать все заново…
Ведущим конструктором по теме «Открытие» был назначен Владислав Константинович Левский. Конструкторские работы осуществлялись сразу по двум направлениям – обычный четырехосный грузовик традиционной конструкции и грузовик с шарнирно-сочлененной рамой (как у трактора К-700 «Кировец»). Вторая концепция и получила обозначение КрАЗ-ЧР-3120.
Сразу отметим, что буквы «ЧР» в индексе расшифровывались как «чертеж разовый», что по сути означало лишь то, что эта машина представляет собой ходовой макет, созданный для проверки конструкторских решений.
В металле автомобиль был создан уже в 1982 году. Оригинальная система управления была разработана в НАМИ: усилие поворота рулевого колеса при помощи углового редуктора передавалось на рулевой механизм Краз-255Б, а уже от него - на золотниковый распределитель, который передавал усилие дальше на гидроцилиндры поворота рамы. Сам распределитель, вертикальный шарнир рамы и гидроцилиндры были изготовлены в НАМИ.
Интересно отметить, что передние неуправляемые колеса дали возможность использовать спереди стандартную заднюю тележку КрАЗ-260. По этой причине расположенный позади кабины двигатель был установлен задом наперед, при этом коробка переключения передач размещалась в туннеле под кабиной. Передние мосты приводились в действие от оригинальной раздаточной коробки. Задние мосты приводились отдельным карданным валом через обходной редуктор, который устанавливался в районе шарнира секции. Обходной редуктор имел гидромотор, включенный в гидросистему рулевого управления и позволял буксировать автомобиль в экстренных случаях. Угол поворота между передней и задней секциями автомобиля составлял 40 градусов, что обеспечивало более длинному (на 1,7м) чем параллельно испытывавшемуся КрАЗ-ЧР-3130 автомобилю радиус поворота на 0,5м меньший.
На автомобилях Краз-ЧР-3120 были установлены многотопливные дизели ЯМЗ-8421 мощностью 360 л.с. с десятиступенчатой КПП ЯМЗ-202. Двигатель предназначался для работы на дизельных, бензиновых или керосиновых смесях. Радиатор системы охлаждения был размещен по правой стороне автомобиля, а его обдув осуществлялся специальным вентилятором, приводимым в действие с помощью отдельного гидромотора.
Машина имела вынесенную вперед, за переднюю ось, обычную кабину от КрАЗ-260 без капота и оперения. Доработка серийных кабин для их монтажа на шасси осуществлялась под руководством Начальника отдела кузовных бюро и кабин И.Н.Румянцева. Длина бортовой платформы составляла 6,5м.
Важно отметить, что конструкция КрАЗ-ЧР-3120 предполагала некоторую модульность - переднюю секцию при необходимости можно было дополнить задними различного назначения. То есть, концептуально (с рядом оговорок, конечно) это был аналог одноосных тягачей МоАЗ.
В 1983 году, вместо первоначальной шестиметровой, была опробована новая десятиметровая задняя секция грузоподъёмностью 18 тонн. Эта машина получила обозначение КрАЗ-ЧР-3120.02 - на фото вверху в центре и справа.
Автомобили были укомплектованы арочными шинами Я-186. Эта шина имела наружный диаметр 1300мм и ширину 750мм, в то время как ширина стандартной шины составляла 530мм. Испытания машин на танковом полигоне в Подмосковье показали их исключительную проходимость. Однако в производстве такой автомобиль обещал быть чрезвычайно дорогим, поэтому окончательный выбор был сделан в пользу дальнейшего развития конструкции КрАЗ-ЧР-3130. |