Краснодарский механический завод

"Кубань-66"/"Кубань-Г1"

    В начале 1967 года была выпущена опытная партия из 30 автоклубов необычного дизайна «Кубань-66». Они обладали всеми необходимыми по тем временам достоинствами: комфортабельны и удобны и вместе с тем просты в обслуживании из-за неприхотливости грузового шасси ГАЗ-51А. Эта модель отличалась более современными формами и уже имела «фирменный» передок с обратным наклоном. Задней части попытались придать модный в то время обратный наклон (как на опытных моделях ЛАЗа того времени).
    «Кубань-66» посчитали хорошим образцом для массового производства, однако в пользу рационализации пришлось отказаться от многих дизайнерских «излишеств», которые как тогда посчитали, не нужны серийным машинам: например, упростили заднюю часть автобуса, отказавшись от выступающего багажника и панорамных задних стекол. Задок этой модели сделали самый обычный (такой как можно было увидеть впоследствии почти на всех "Кубань-Г1"), а на память от опытного образца, на серийных машинах остались последние боковые стёкла с подрезанным уголком (обратного наклона), которые уступили место обычным прямоугольным окнам лишь в 1972 году. Такой видоизмененный автобус, получивший индекс по новой заводской классификации «Кубань-Г1А», пошел в серийное производство в марте 1967 года (на фото справа). На его базе было создано четыре модификации спецавтомобилей «культурного» профиля: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей. Следует отметить, что "Г1" - это общее обозначение серии, где буква после единицы обозначала тип автомобиля.
    Например, в СССР при обслуживании отдаленных населенных пунктов, не имеющих стационарных библиотек, передвижная автобиблиотека «Кубань-Г1Б» была основным средством доставки книг, а автокниголавка «Кубань-Г1Л» обеспечивала местное население различных колхозов и совхозов книгами, журналами и газетами.
    Внутреннее оборудование и меблировка этих спецавтобусов определяли удобство для библиотекаря и читателей. Небольшое пространство салона не позволяло одновременно разместить многочисленную группу и обеспечить хранение большого фонда литературы. Кафедра выдачи книг и маленькое хранилище находились в конце машины за перегородкой. Перед отправлением автобуса столы складывались, книги помещались в ящики под столами. Издания при перевозке портились, а на стоянке их приходилось вновь раскладывать. Салон передвижных библиотек был настолько тесен, что в нем нельзя было создать читальный зал даже для нескольких посетителей. Имелся только один маленький столик у выхода, за которым работал библиотекарь. Другой столик, сзади кресла водителя, был занят звуковоспроизводящей аппаратурой. Движение передвижной библиотеки по району, как правило, было подчинено строгому расписанию. Несмотря на многие неудобства, автобиблиотека была не заменимой в отношении доставки книг в отдаленные уголки такой большой страны как Советский Союз.
    Как и автобиблиотеки, автоклубы «Кубань-Г1К» и автомузеи «Кубань-Г1М» предназначались для организации культурно-просветительной работы на фермах, в полеводческих и тракторных бригадах колхозов и совхозов. Автоклубы оборудовались киноаппаратурой для показа фильмов, палаткой, умывальником и гримерочной для актеров, для которых в салоне предусматривались раскладные спальные места, а автомузеи – витринами с диафильмами и голограммами.

    (Информация подготовлена по материалам статьи Дениса Дементьева "Культурный автобус", опубликованной в №11/2006 журнала Грузовик Пресс. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Модель.


              К общему списку моделей                На Главную страницу