В 1960 году на Луцком автозаводе был построен опытный образец рефрижератора на шасси ЗИЛ-164, получивший название АР-164. Автомобиль предназначался для перевозки и кратковременного хранения (до 2-3 суток) замороженного мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов, включая фрукты и овощи.
Кузов АР-164 был разделен на две неравные части – спереди было размещено машинное отделение с холодильной установкой АР-1, а изотермический (теплоизолированный) отсек для перевозки полезного груза был обустроен сзади.
В машинном отделении размещался серийный четырехтактный бензиновый двигатель с воздушным охлаждением Ульяновского завода малолитражных двигателей УД-2 мощностью 7,6 л/с при 2830 об/мин, приводивший в действие компрессор фреоновой холодильной установки. Для длительных стоянок также предусматривалась возможность работы холодильной установки от внешней электрической сети напряжением 220В/380В за счет использования установленного здесь же трехфазного короткозамкнутого электродвигателя А-51-2 мощностью 4,5 кВт. Мощность холодильной установки составляла 2200 ккал/час. А диапазон регулируемой температуры внутри кузова составлял от +4°С до -8°С.
Холодильная установка состояла из двухцилиндрового поршневого компрессора вертикального типа, горизонтального теплообменника со змеевиком, вертикального колодцевого ресивера емкостью 8,5 литров и приборов автоматики управления установкой. Также были применены радиаторные с воздушным охлаждением конденсатор и воздухоочиститель, охлаждение которых осуществлялось за счет потока воздуха, создаваемого двумя четырехлопастными вентиляторами, установленными соосно. Доступ в машинное отделение для обслуживания установленных здесь агрегатов осуществлялся через двери двери, расположенные симметрично по бокам кузова в его передней части.
Контроль температуры в изотермическом кузове осуществлялся при помощи температурного реле, отключавшего холодильную установку при снижении температуры до заданного уровня и включавшего ее в случае повышения. Управление холодильной установкой осуществлялось с отдельного приборного щитка, установленного в кабине водителя.
Основу кузова составлял сварной цельнометаллический каркас. Наружная обшивка была выполнена из обычной листовой стали, а внутренняя – из оцинкованной. Во избежание образования мостиков тепла крепление внутренней обшивки к каркасу было выполнено через деревянные бруски. Между внутренней и внешней обшивками был уложен термоизоляционный материал (мипора) разной толщины – 110 мм в полу, 170 мм в боковых панелях кузова и дверях, 135 мм в потолке. Погрузка и разгрузка перевозимого товара осуществлялась через двустворчатую дверь с резиновым уплотнением в задней стенке кузова. Замороженные мясные туши должны были перевозиться навалом на деревянных напольных решетках, парное и охлажденное мясо – подвешенным на потолочные крюки (10 крюков с допустимой нагрузкой 125 кг на каждый), рыба, животные жиры и плодоовощная продукция – на полу кузова, будучи расфасованными в ящики.
Несмотря на грузоподъемность базового шасси в четыре тонны, грузоподъемность АР-164 составляла всего 2500 кг из-за значительного веса кузова и холодильной установки. Полезный объем кузова составлял 7,5 куб.м.
В 1961 году, после доводки конструкции и замены холодильной установки АР-1 на усовершенствованную АР-3, фургон АР-164 стал выпускаться серийно под названием ЛМЗ-890, а вскоре, после изменения написания аббревиатуры завода, стал именоваться ЛуМЗ-890. В качестве базового шасси для выпуска этого рефрижератора использовались сперва ЗИЛ-164, а после модернизации этого семейства – ЗИЛ-164А. Объем выпуска ЛуМЗ-890 составлял порядка 250 машин в год.
В 1965 году на смену ЛуМЗ-890 пришел авторефрижератор ЛуМЗ-890Б на базе ЗИЛ-130. |