Начало разработки автобуса ПАЗ-3202, как базовой модели нового перспективного семейства, относится к первому полугодию 1970 года. За основу была взята концепция, примененная в конструктивных и дизайнерских решениях машины ПАЗ-Турист-люкс 8,5, с успехом участвовавшей в Международной неделе автобусов 1969 года в Ницце. Данные решения, а также осуществленные в модели ПАЗ-665 конструкторские идеи и находки легли в основу разработок.
Задумывался ряд автобусов: городской, пригородный, местного сообщения (вездеход), туристический и междугородний варианты. Разработки намечались в единой системе проектирования унифицированного семейства для двух заводов - ПАЗ и КАвЗ.
Основание кузова ПАЗ-3202 заложили унифицированным по основным элементам с другими машинами ряда, что давало возможность сэкономить значительное количество металла. По сравнению с ПАЗ-672 новый автобус становился шире и длиннее. Его габариты составляли 7200х2500х2780мм. Количество посадочных мест установили равным 20, а максимальную вместимость - до 60 пассажиров.
Автобус планировалось оснащать двигателем мощностью 130 л.с. На ПАЗ-3202 его вернули на привычное место в передней части кузова. Специально для этого ряда машин разрабатывалась тормозная система с пневмоприводом, сконструирован задний мост с бортовыми редукторами, что позволило снизить высоту пола в проходе кузова с 800 до 660мм. Снижение шума в салоне и снижение утомляемости водителя обеспечивалось глухой перегородкой, отделявшей салон от помещения водителя. В дополнение к естественной вентиляции ввели принудительную.
Позаботились о технологичности деталей и узлов машины. Так число крупных вытяжных штампов сократилось в 3 раза по крыше и в 2 раза по передним и задним панелям. Использовались и другие новинки, повышавшие эксплуатационные качества машины.
Техническую документацию на первый опытный образец выдали к очередной годовщине Октябрьской революции, в ноябре 1970 года. Первый опытный образец ПАЗ-3202 изготовили в марте 1971 года, второй – летом. Машины всей серии проходили испытания летом и осенью того же года, но уже в 1972 году в печати упоминания о них прекратились. Сообщалось только о подготовке опытного образца вездехода ПАЗ-672К.
Впоследствии первый автобус с индексом ПАЗ-3202 во второй половине 70-х годов ХХ века пытались привести в порядок комсомольцы и молодежь Павловского ПОГА, но восстановить его в первозданном виде не сумели. Еще какое-то время этот автобус можно было встретить на улицах Павлова, но вскоре опытная модель ПАЗ-3202 прекратила существование. |