Русско-Балтийский Вагонный Завод / РБВЗ

Руссо-Балт С24/55 тип "Монте-Карло"

    Следует сразу оговориться, что кузов этого автомобиля не имел специального заводского обозначения и ныне называется "Монте-Карло" (или "Монако") в честь победы в "Ралли Монте-Карло". По результатам этого ралли "Руссо-Балту" был присужден 1-ый приз маршрутов, 1-ый приз за выносливость и.... 9-ый приз общей классификации. Последний результат объясняется тем, что организаторами соревнований был введен в оценку результатов такой критерий, как "элегантность" (без комментариев!).
    Помимо этого, этот автомобиль вошел в историю не только как фактический победитель в ралли, но и как пионер успешного применения алюминиевых поршней (!), что значительно повышало мощность двигателя.
    Ниже автором приводится статья Л.М.Шугурова, посвященная 90-летию участия этого автомобиля в "Ралли Монте-Карло".

    "В Петербурге стояли рождественские морозы. Рано утром Андрей Платонович вышел из своей квартиры по Литейному, 36 и отправился в Эртелев переулок, 10. Там в гараже Петербургского отделения Русско-Балтийского вагонного завода - коротко РБВЗ - его дожидался двухместный "Руссо-Балт" модели "С24-30". За рулем этой машины вместе с Вадимом Александровичем ему предстояло совершить зимний бросок из Петербурга в Монако. Путь длиной 3257 километров в гололед и снегопад на открытой машине - далеко не сахар.
    Машина ждала их с полным бензина 120-литровым баком, обмотанными цепями задними колесами и радиатором, заполненным вместо воды спиртом. Вдоль борта - запасные колеса с шинами (конечно же - российской фирмы "Проводник"). При необходимости их можно было очень быстро укрепить барашковыми гайками на основных колесах. Получались двускатные шины.
    В багажнике - запчасти, лопаты, баллоны со сжатым воздухом (для быстрой накачки шин), жестянки с маслом, револьверы (на всякий случай), запас карбида (для ацетиленовых фар), русские национальные флаги (пусть все знают, кто едет)… Редактор-издатель петербургского журнала "Автомобиль" А. П. Нагель и его сотрудник В. А. Михайлов отправлялись в Монако, на международные ралли, на которые записались 87 экипажей из девяти стран. Они стартовали из 10 разных городов с финишем в Монако. Участников ждали 15 призов. Один из них - приз дальности маршрута, на который Нагель с Михайловым очень рассчитывали и поэтому и выбрали местом старта российскую столицу, самую удаленную от Монако точку.
    "Руссо-Балт" глянул на них из утреннего сумерка гаража громадными, как прожекторы, ацетиленовыми фарами "Франкония". Механики загодя прогрели мотор, Нагель дернул ручку и мотор начал мерно биться. Для ралли серийный мотор был специально подготовлен: алюминиевые поршни вместо чугунных, увеличенный до 4939 см3 рабочий объем, первоклассный французский карбюратор "Зенит". Такой мотор позволял автомобилю идти по шоссе со скоростью 105 км/ч и Нагель выбрал передаточное число заднего моста из расчета получить максимальную скорость в ущерб хорошей "тяге".
    И вот оба гонщика уже в машине. Они несутся на Дворцовую набережную к дому № 10. Там - резиденция Императорского Российского Автомобильного общества (ИРАО). Техническая комиссия проверяет машину, комиссары пломбируют важнейшие узлы и детали. Вице-президент ИРАО флигель-адъютант Владимир Владимирович Свечин произносит: "С Богом".
    "Руссо-Балт" в канун Нового года 31 декабря 1911 года (по старому стилю) покатил в Лугу. Морозило - 17 градусов. Перед Лугой путников встретила пурга. Начались снежные заносы. Машина вязла в снегу. Лыжи не помогали - автомобиль с ними становился неуправляемым. Тулупы и валенки помогали, но руки мерзли. Термос с горячим кофе быстро опустел. Борьба с заносами отняла более четырех часов. Заночевали в Пскове. Оттуда - в Ригу, куда прибыли 1 января в 8 часов вечера. Дирекция РБВЗ выделила грузовик, который шел впереди и прокладывал колею на заснеженной дороге. Автомобиль мог двигаться на первой передаче, иногда на второй (коробка была трехступенчатой).
    Вот и Плекишск на границе России с Германией. У западного соседа погода стояла такая же. Полоса заносов протянулась на сотню верст. Михайлов несколько раз выступал в роли мерного щупа - на обочинах снег доходил до колен и предательски скрывал кюветы. Михайлов не раз выходил в сумерках на разведку, помогая себе фонариком.
    До Кенигсберга вьюжило. Фары "Франкония" освещали, по словам Нагеля, лишь белое пятно. Ехали наугад, делая 10-15 км/ч. Определить направление дороги можно было только по высаженным на обочинах деревьям.
    Зачем же по 4-5 часов ехали ночью? Затем, что по правилам ралли надо было выдерживать график движения. Соответствие ему судьи проверяли на контрольных пунктах. Таким образом, приходилось выдерживать заданную среднюю скорость и делать ежесуточно по 480 километров! Потерю времени в заносах Нагель с Михайловым покрывали ночной ездой.
    Все было в пути. Выезжая из Кенигсберга, заблудились, потом нашли верную дорогу, погнали слишком быстро и снежный кювет радостно открыл "Руссо-Балту" объятия. К счастью для путников дорога после Берлина стала лучше и Нагель уверенно держал 100 верст в час.
    Нагель и Михайлов останавливались на ночлег в гостиницах, каждые два часа выскакивали прогревать мотор, на рассвете спешно перекусывали и снова в дорогу с мечтами о средиземноморски теплом Монако. Их маршрут лежал через Эйзенах и Карлсруэ в Страсбург.
    Из Берлина стартовали 9 экипажей и столько же - из Вены. На контрольных пунктах можно было узнать, кто идет впереди, а кто позади. Наиболее опасными соперниками являлись немец фон Эсмарх на "Дюрконне" и француз Юлиус Бейтлер на "Берлие". Но они пока находились позади.
    На территории Франции "Руссо-Балт" ворвался в широкую полосу тумана - вот что значит ехать зимой на Лазурный берег. Туман стоял столь густой, что скрывал придорожные деревья. По словам Михайлова, они ехали, словно раздвигая перед собой гигантские горы ваты. Иногда приходилось двигаться очень тихо, нащупывая колесами кромку кювета. А кругом - молочная стена тумана.
    После Страсбурга маршрут пролегал через Бельфор, Лион, Авиньон и далее через Ниццу в Монако. Бельфор чуть не стал роковым местом. Обледенелые подъемы и спуски машина с малым передаточным числом в заднем мосту не брала. Цепи износились и порвались и от них не было никакого толку.
    Выручила вылазка в ближайшую деревню. Но продать им цепи никто не смог - их не было. Наконец, кто-то посоветовал обратиться к местному виноделу. Он, мол, возит вино на продажу в бочках и обвязывает их цепями, когда везет на телеге. Винодел долго упрямился, но цепи продал. Они очень выручили на обледенелых подъемах.
    Когда Нагель с Михайловым, гремя цепями, примчались в Лион, на контрольном пункте они узнали, что фон Эсмарх уже прошел пункт контроля в Страсбурге. Нагель бензина не жалел и гнал по 100 километров в час. До Канн, однако, опасный преследователь их не настиг. Под дождем "Руссо-Балт" первым прибыл в Монако и получил торжественный прием.
    После финиша Нагель поделился личными впечатлениями. Вот его слова: "В этом исключительном по своим трудностям состязании и только благодаря идеальной работе машины и шин мне удалось прибыть первым в Монако… Уход за машиной ограничивался наливанием бензина и масла и только один раз - в Лионе - доливание воды (2-3 стакана). Ухода за шинами не было никакого - как они все четыре вышли с петербургским воздухом - так с ним же и едут обратно по железной дороге вместе с автомобилем. Мотор за весь путь не дал ни одного перебоя и как при температуре минус 19 по Реомюру и тяжелом бензине, так и при плюс 15 по Реомюру на легком хорошем бензине давал одинаковую мощность, пускался с четверти оборота и работал одинаково ровно при тихом и полном ходе… Честь и слава Русско-Балтийскому вагонному заводу и шинам "Колумб" товарищества "Проводник".
    Дополним Нагеля. За "Руссо-Балтами" укрепилась репутация исключительно прочных и надежных автомобилей. Неудивительно, что русская армия заказала РБВЗ около четырех сотен машин, главным образом для штабной службы. Нагель и Михайлов находились в пути 195 часов и 23 минуты и автомобиль работал как часы.
    Подсчет результатов, как на любом ралли, в Монако уже тогда являлся делом очень сложным. Главное, чтобы все участники уложились в заданный график движения, что подтверждали отметки, сделанные в путевых карточках на контрольных пунктах. Затем учитывались плюсовые (сегодня принято говорить - положительные) очки за пройденное расстояние. И еще начислялись очки за превышение заданной средней скорости (положительные очки), за количество пассажиров на борту. Кроме того специальное жюри выставляло оценки за комфорт машины, за элегантность внешнего вида, за состояние шасси и кузова. Суммарная оценка позволяла распределить 15 призов и денежные вознаграждения. Например, в генеральной классификации (мы говорим - в абсолютном зачете) за первое место давали в конверте 10 тысяч франков - сумма, достаточная для покупки нового небольшого автомобиля. Первое место занял Юлиус Бейтлер на "Берлие", а Нагель - девятое (с учетом всех названных выше начислений очков). Кроме того, экипаж "Руссо-Балта" получил первый приз туризма и первый приз дальности маршрута, как впрочем и рассчитывал Нагель.
    Награждение состоялось у княжеского дворца. На сверкающем "Руссо-Балте" (без цепей на колесах и с опущенным верхом) туда прибыли Нагель в своем традиционном котелке и Михайлов в громадной кепке. Успех в Монако наделал много шума в российских автомобильных кругах и стал приятным новогодним подарком. В России об этом событии узнали из телеграмм, опубликованных в газетах на следующий же день, а Нагелю вскорости за его достижения в соревнованиях был пожалован орден Святой Анны 3-й степени.
    Три с лишним тысячи верст, проделанных "Руссо-Балтом" в тяжелейших климатических и дорожных условиях (так, кажется, выражаются на официальном языке?), создали высокое реноме этой марке отечественных автомобилей. Сама же поездка, которой в январе 2002 года исполняется 90 лет, и сегодняшним автомобилистам дает повод для восхищения и (чуть-чуть!) для зависти."
    Л.М.Шугуров



Модель выполнена В.Володичевым.



модель "С"

    C24/30     С24/30 дубль-фаэтон     С24/30 ландоле     С24/30 лимузин     С24/30 гран-туризмо     С24/30 Сан-Себастьян
    .     С24/30 штабной
    .     С24/35 лимузин     С24/35 ландоле
    .     С24/40 лимузин-берлин     С24/40 ландоле     С24/40 торпедо     С24/40 кегресс     С24/40 генераторный
    .     бронеавтомобиль
    С24/55
    С24/58
    С24/60
    .

модель "К"

    .     К12/16 ландоле
    .     К12/20 дубль-фаэтон     К12/20 ландоле     К12/20 торпедо
    К12/30
    .

модель "Е"

    Е15/30
    .

модель "Д"

    Д24/35
    Д24/40     Д24/40 ландоле     бронеавтомобиль
    .

модель "Л"

    Л24/35
    .

модель "М"

    М24/35     М24/35 омнибус
    М24/40
    .

модель "Т"

    Т40/65

К общему списку моделей                На Главную страницу