В 1956 году, с началом выпуска модернизированного грузовика ГАЗ-51А, новое шасси (лишь в 1958 году наконец-то получившее собственный индекс ГАЗ-51Д) получили и одесские самосвалы – такие машины именовались ГАЗ-93А
Уже в I квартале 1952 года Одесский автосборочный завод достиг производительности 20 тысяч самосвалов в год. В 1956 году ОдАЗ изготовил свой стотысячный самосвал, а 1957 год стал годом максимального объема выпуска основной продукции – сборочный конвейер покинули 21 580 самосвалов обеих моделей (ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б). Но совершенно неожиданно было принято решение о сворачивании выпуска самосвалов на ОдАЗе – в дело вмешался Е.А. Веселовский, являвшийся на тот момент председателем недавно образованного Мордовского Совнархоза. Он был родом из Одессы и хорошо знал всю ее промышленность, а так как ему необходимо было развивать промышленность Мордовской АССР, он и предложил перенос производства самосвалов на Саранский механический завод (СМЗ, будущий САЗ). 17 апреля 1958 года увидело свет Совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №422 о прекращении выпуска самосвалов на ОдАЗе. Безусловно, одного желания Веселовского тут было недостаточно – одной из причин переноса производства самосвалов была экономическая нецелесообразность ежегодной перевозки двадцати тысяч шасси с ГАЗа на ОдАЗ на расстояние ~1700 километров и возвращение обратно в Россию большей части готовой продукции. Куда логичнее было организовать производство самосвалов на газовских шасси поближе к Горькому. С этой точки зрения Саранск вполне подходил, поскольку находится от Горького менее, чем в 300 километрах.
Выпуск самосвалов на ОдАЗе был прекращен с IV квартала 1959 года. Первым на СМЗ в 1958 году был освоен выпуск самосвала ГАЗ-93Б, предназначавшегося прежде всего для перевозки сельскохозяйственных грузов с низкой плотностью, для чего имел грузовую платформу большего объема. Однако, при загрузке полного объема кузова этого самосвала каким-либо строительным грузом высокой плотности, масса этого груза существенно превышала допустимую грузоподъемность машины, что негативно сказывалось на сроке ее службы. Поэтому существовала необходимость в возобновлении выпуска и самосвала строительного назначения ГАЗ-93А с меньшим объемом грузовой платформы. Кроме того, для экспортных поставок тоже требовались автомобили с более крепким кузовом, чем у ГАЗ-93Б.
Первый саранский ГАЗ-93А был построен САЗом в конце 1960 года. К сожалению, на САЗе не сохранилось информации, в каком соотношении выпускались модели ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б – есть лишь общая цифра объемов выпуска автомобилей этого семейства. По воспоминаниям "аксакалов", массово выпускались ГАЗ-93Б, а ГАЗ-93А выпускался небольшими партиями и на специальном "экспортном" участке. Всего в Саранске было произведено 312 210 единиц самосвалов семейства ГАЗ-93.
Выпуск самосвалов семейства ГАЗ-93 в Саранске некоторое время продолжался из имевшегося задела шасси ГАЗ-51Д и после прекращения выпуска автомобилей семейства ГАЗ-51А. Последние два самосвала на этом шасси были сданы в январе 1976 года. На смену ГАЗ-93А Саранским автозаводом был освоен выпуск самосвалов САЗ-3504 на новом шасси ГАЗ-52-02.
Текст - Сергей Леонтьев |