.
Серпуховский автомобильный завод
ранее:     Серпуховский мотоциклетный завод

г.Серпухов

    К началу ХХ века подмосковный городок Серпухов был крупнейшим центром Российской текстильной промышленности. Здесь располагались мануфактуры одного из самых значительных дореволюционных «миллионщиков» Николая Коншина. Как всякий «просвещенный» фабрикант Коншин много внимания уделял социальной инфраструктуре города. При фабриках действовала сеть бытовых учреждений, содержавшихся за счет фирмы и на частные пожертвования членов семейства Коншиных: лавки, бесплатные жилые казармы, 200 отдельных домиков для семейных, больница, ясли, двухклассное училище и низшая ремесленная школа и даже чайная.
    Именно в этих непроизводственных помещениях, территориально объединенных в некий комплекс, советская власть в 1929 году решила разместить трудовую колонию НКВД для несовершеннолетних. Поскольку в основе перевоспитания трудных подростков лежал производительный труд, колония начала обустраиваться собственными производственными мастерскими. Десять лет в колонии производили небольшие станки для шлифовки тракторных клапанов, токарные патроны, слесарный инструмент и прочие незатейливые изделия.
    А 9 мая 1939 года вышло подписанное А. Микояном постановление Экономического совета при СНК СССР № 428 «Об организации производства малолитражных мотоциклов». Территории и производственные мощности колонии радикально меняли профиль и наименовывались «Серпуховским мотоциклетным заводом». Днем рождения предприятия считается 7 июля 1939 года, когда вышло сразу два приказа: Начальника Главмотовелопрома и Наркома общего машиностроения о выполнении постановления.
    При постепенном наращивании объемов производства в 1941 году планировалось выпустить уже 15 тысяч мотоциклов (правда, не собственной разработки, а модели Ленинградского мотоциклетного завода). Однако, в силу явной неготовности полукустарных мастерских в одночасье превратиться в полноценное промышленное предприятие, всё ограничилось опытной сборкой с января по август 1941 года 180 мотоциклов Л-8.
    А потом оборудование и персонал завода были эвакуированы – вплоть до разгрома фашистских войск под Москвой. После этого СМЗ ремонтировал трофейную технику, а с 1943 года занимался сборкой интернациональных «гибридов». Из Америки в Серпухов приходили «лендлизовские» мотоциклы Harley и Indian, а из Ирбита – коляски для мотоциклов М-72. Серпуховчане производили «переходники», позволяющие крепить одно к другому, собирали мотоциклы с колясками, и те уходили на фронт.
    С 1944 по 1946 годы ассортимент продукции СМЗ поражал своим разнообразием: здесь выпускали запчасти для мотоциклов, велосипедные звонки и столовые ложки.
    Поворотным для завода моментом стал 1946 год, когда предприятие на правах опытного цеха подчинили упомянутому уже ЦКБ мотоциклостроения. Именно так пересеклись намерения государства создать мотоколяску для инвалидов и история СМЗ.

Текст - Константин Андреев


    К продукции СеАЗ:

Семейства:
С-1Л серийные модели: С-1Л С-3Л С-1Л-О С-1Л-ОЛ
опытные модели: С-2Л
.
С-3А серийные модели: С-3А С-3АМ С-3Б
опытные модели: грузовик
на базе С-3А
С-4А С-4Б С-5А СМЗ-НАМИ-086
"Спутник"
.
С-3Д серийные модели: С-3Д С-3Е
опытные модели: грузовик
на базе С-3Д
.
"Ока" ВАЗ-1111 СеАЗ-1111-01 СеАЗ-1111-02 СеАЗ-1111-03
ВАЗ-11113-01 СеАЗ-11113-01 СеАЗ-11113-02 СеАЗ-11113-03 "Ока-Престиж"
СеАЗ-11116 СеАЗ-11116-01 СеАЗ-11116-02 СеАЗ-11116-010-50
"Ока Фургон"
СеАЗ-11116-011-50
"Ока Пикап"
СеАЗ-11116-010-52
"Ока Универсал"
СеАЗ-11116-60
"Ока Пикап"
"Ока-Юниор" "Ока-Спорт"

К общему списку моделей                На Главную страницу