В 1951 году Приказом №297 по заводу от 03 июля КЭО был расформирован и все опытно-конструкторские работы подлежали завершению. Сам же УАЗ Постановлением Совета Министров СССР № 1306-659 от 21 апреля 1951 года переориентировался на производство радиолокационных станций с соответствующим переподчинением и присвоением ему нового названия: «Завод №852». При этом завод продолжил выпуск запасных частей для автомобилей, для чего Приказом №297 от 03 июля 1951 года в составе ОКБ была организована группа автозапчастей и сторонних заказов, а впоследствии и отдел №2 в составе ОКБ с теми же задачами (с 01 ноября 1952 года).
В результате перепрофилирования автозавода, семейство УАЗ-300 так и не встало на конвейер, но, тем не менее, 05 июня 1952 года вышло Постановление Совета Министров СССР №2593-981, которым утверждалось задание на создание производственных мощностей на заводе №852 из расчета тысяча РЛС в год и 75.000 автомобилей. Для организации выпуска автомобилей предполагалось провести существенную реструктуризация новой производственной площадки. В 1952 году завод выпустил первые станции орудийной наводки СОН-4, а вот выпуск автомобилей так и не был начат, поскольку окончательное решение относительно автопроизводства на заводе №852 было принято лишь в 1954 году Постановлением Совета Министров СССР №2377-1134 от 27 ноября – заводу надлежало организовать производство автомобилей семейства ГАЗ-69, 1-осных прицепов к ним и грузовых автомобилей грузоподъемностью 1-1,5 тонны. При этом заводу было возвращено название «Ульяновский автомобильный завод», хотя к этому времени с автомобильным производством его почти ничего не роднило.
На деле, передача в Ульяновск конструкторской документации и производственно-технологического оборудования началась несколько раньше выхода упомянутого выше Постановления Совмина (а в его развитие – и Приказа министра автомобильной промышленности, «узаконивавшего» производство семейства ГАЗ-69 в Ульяновске), которое лишь формально подтверждало уже принятые к тому моменту решения. К слову, в Ульяновск переносилось не только производство джипов, но переводилась и часть конструкторов из Горького во главе с П.И. Музюкиным.
В декабре 1954 года в Ульяновске была собрана наладочная партия из шести ГАЗ-69. Первое время сборка автомобилей в Ульяновске осуществлялась из машинокомплектов, поставлявшихся из Горького в рамках кооперации, при этом постепенно осваивалось производство узлов и деталей на месте, в Ульяновске. Полностью к самостоятельному производству семейства ГАЗ-69 Ульяновский автозавод перешел в 1956 году (уже к началу этого года основная масса деталей была освоена и запущена в производство), но некоторые агрегаты завод продолжал получать из Горького и дальше - например, двигатель и колеса.
Единственным отличием автомобилей ГАЗ-69 ульяновской сборки являлась выштамповка «УАЗ» на капоте, да и то появившейся не сразу, а лишь после запуска собственного штампового производства – в течение 1955 года прессовым цехом автозавода было освоено более тысячи различных штамповок, в том числе бензобак, капот, крылья. При этом, вплоть до снятия семейства с производства, во всей конструкторской документации автомобили обозначались как «ГАЗ-69».
250-тысячный автомобиль семейства ГАЗ-69 ульяновского производства был выпущен 06 февраля 1965 года.
Следует отметить, что конструкция семейства ГАЗ-69 не оставалась неизменной в течение всего срока выпуска – в 60-ых годах была усилена червячная пара рулевого механизма и изменена конструкция ручного тормоза, позволившая упростить его привод и облегчить регулировку. За счет сварки рамы в углекислом газе повысились ее прочность и долговечность. Заводская гарантия на автомобиль увеличилась с 15 тысяч километров или 9 месяцев эксплуатации до 30 тысяч или одного года. Самые же значительные нововведения предусматривались комплексной модернизацией 1968 года. Объем изменений был настолько велик, что это нашло отражение в обозначении автомобиля – грузопассажирский ГАЗ-69 стал обозначаться ГАЗ-69-68, а пассажирский ГАЗ-69А – ГАЗ-69А-68.
В 1959 году начались поставки ГАЗ-69 на экспорт – в этом году несколько тысяч автомобилей были поставлены в 22 страны. Впоследствии «69-ый» поставлялся в 66 стран мира, получив особую популярность в странах Азии, Африки и Латинской Америки – словом, там, где требовались высокая проходимость в сочетании с возможностью обслуживания низкоквалифицированными работниками. Для удовлетворения запросов иностранных потребителей были разработаны различные исполнения джипа (для умеренного и тропического климата), включая варианты с экранированным электрооборудованием. К слову, именно в связи с требованиями иностранных потребителей автозавод перешел с окраски автомобилей нитроэмалями (особенно недолговечными в субтропических и жарких странах) на окраску синтетическими эмалями горячей сушки, благодаря чему качество окраски и долговечность лакокрасочного покрытия существенно возросли – полностью на окраску автомобилей семейства ГАЗ-69 синтетическими эмалями завод перешел с 16 ноября 1964 года. |