В 1983 году к государственным (приёмочным) испытаниям были подготовлены три образца четвёртой серии. По прежней системе обозначений они именовались бы ВАЗ-4Э2122, но на ВАЗе была введена новая индексация опытных серий, поэтому теперь образцы обозначались «серия 400». К слову, поменялась не только индексация опытных серий, но и само название опытных образцов – теперь они стали именоваться «прототипы» (ПТ), а «образцы серии 400» стали соответственно называться ПТ-401, ПТ-402 и ПТ-403. Внешние отличия по сравнению с образцами третьей серии заключались прежде всего в переднем воздухозаборнике, получившем существенно меньшие размеры, и дверных окнах с "форточками".
Госкомиссия по приёмке вазовской армейской амфибии по проекту ОКР "Река" была образована в соответствии с совместным решением "О проведении государственных (приёмочных) испытаний опытных образцов автомобиля ВАЗ-2122", которое было утверждено Министерством обороны и Минавтопромом 11 февраля 1983 года. На госиспытания заводом были представлены три образца автомобиля ВАЗ-2122 (шасси № 000009, 0000010 и 0000011), изготовленные экспериментальным цехом УГК ВАЗа в I квартале 1983 года. Межведомственную госкомиссию возглавлял генерал-лейтенант Б.Д.Тютюнник – начальник 21-го НИИАТ МО СССР.
Госиспытания были начаты 20 апреля и закончены 30 ноября 1983 года. Объём испытаний составил соответственно 32,2 и 34,2 тыс. км плюс 50 часов плава на каждый из образцов. Третий образец использовался только для проведения комплекса лабораторных и лабораторно-дорожных работ.
Подробно был проработан и вопрос перевозки этой машины всеми видами транспорта – железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным.
Заключение госкомиссии гласило: "Автомобиль ВАЗ-2122 в основном соответствует ТТЗ, государственным и отраслевым стандартам и другой научно-технической документации. Автомобиль рекомендуется к принятию на вооружение и постановке на серийное производство".
Таким образом, хотя в отчете комиссии было перечислено почти 120 замечаний к автомобилю, государственные испытания завершились вполне ус¬пешно. Единственным серьёзным дефектом, отмеченным комиссией, было некоторое увеличение хода педали тормоза на высокогорье, что являлось особенностью высотной эксплуатации автомобиля. Впоследствии система тормозов была доработана (введён более мощный усилитель тормозов от ВАЗ-2108) и стала на высокогорье достаточно надёжной.
Текст составлен по материалам книг:
1. «Вижу цель. Записки командора», В. Котляров, 2001, типография ДИС ОАО «АВТОВАЗ»
2. «Высокой мысли пламень» книга II, литературная группа под руководством Г. Маслова, 2004, типография ДИС ОАО «АВТОВАЗ». |