Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


Я-4

Опытный Я-4, август 1928 года
Левой двери и вентиляционных люков на верхних скатах капота еще нет, заметно меньшее количество лувров на боковинах, по сравнению с серийными машинами.

Ранние Я-4 в эксплуатации

Более поздние партии Я-4 получили грузовые платформы с четырьмя боковыми досками вместо трех

Приспособленный для перевозки людей Я-4 с пассажирской пристройкой автобусного типа на месте кузова

    Основной проблемой грузовика Я-3 была недостаточная мощность двигателя – мощности имевшегося в распоряжении ярославского предприятия двигателя АМО для такой тяжелой машины было недостаточно, а собственного производство двигателей у ЯГАЗа не было. Выходом для завода из этой ситуации на следующие несколько лет стал импорт мощных американских и европейских двигателей.
    В июне 1928 года был построен первый экземпляр нового грузовика, получившего индекс Я-4. В качестве силового агрегата был применен 70-сильный двигатель Mercedes-Benz M26, партия из 137 экземпляров которого была закуплена Автотрестом в рамках договора с Mercedes-Benz AG об организации производства тяжелых грузовиков этой компании в СССР, предусматривавшего, аналогично будущему договору между СССР и Ford Motor Company, передачу лицензии на выпуск модели L2, передачу полного комплекта технической документации и помощь технических специалистов.
    Помимо двигателя, Я-4 получил немецкие же коробку передач и сцепление. Новая трансмиссия весьма сильно преобразила грузовик – с ней скорость повысилась до 45км/ч, а грузоподъемность решено было установить на уровне уже 3,5 тонн. Также от «Мерседеса» был заимствован и принцип передачи толкающего усилия между рамой и задним мостом – если у Я-3 это происходило через характерные реактивные штанги, хорошо видимые снаружи, то у Я-4 усилие передавалось трубой карданного вала, упирающегося своим передним сферическим шарниром в шаровую опору на поперечине рамы.
    Внешне Я-4 заметно отличался от своего предшественника. Прежде всего, рама утратила характерную закругленную переднюю поперечину, которую Я-3 унаследовал еще от White. Сильно изменилась и кабина, которая визуально стала очень похожа на «мерседесовскую» – оставшись открытой по бокам, она стала более широкой и трехместной. По левому борту кабины появилась водительская дверь, а запасное колесо с левой подножки переместилось просто в кузов. Вслед за кабиной расширился и капот машины, имевший теперь отчетливую форму усеченного клина при взгляде сверху и получивший открывающиеся люки на верхних скатах, которые сохранятся в дальнейшем на всех серийных ярославских довоенных грузовиках. Использование более длинного двигателя привело к необходимости сдвинуть кабину и грузовую платформу немного назад, что привело к увеличению габаритной длины машины
    В 1928 году было собрано 28 бортовых грузовиков Я-4. Еще 39 бортовых машин и 70 шасси под специальную технику и автобусы было построено в 1929 году. Всего было выпущено 137 экземпляров Я-4 – по числу закупленных двигателей. На смену Я-4 в 1929 году пришел Я-5 с 93-сильным американским двигателем Hercules-YXC.


    Долгое время модели Я-4 и автомобилей на его базе выпускались в штучном порядке только мастером из Запорожья Владимиром Волчанецким (выше на фотографиях представлены некоторые из его работ).
    В конце 2013 года брендом "Наш Автопром" была предложена коллекционерам массовая и недорогая модель Я-4, выпущенная этой компанией наряду с другими моделями ярославских довоенных грузовиков. Все модели этого семейства были унифицированы между собой и поэтому модель Я-4 получила ряд черт более поздних машин (на фото ниже).


К другим автомобилям ЯАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 22 июня 2004 года          
Последняя редакция - 09 марта 2024 года