В апреле 1929 года на смену Я-4 пришел модернизированный грузовик с 93-сильным американским двигателем Hercules-YXC, многодисковым сцеплением Long и четырехступенчатой коробкой передач Brown-Lipe 554, получивший следующий по порядку индекс Я-5. Внешне новая машина отличалась от Я-4 полностью закрытой кабиной с застекленными дверями и пятиконечной звездой на облицовке радиатора, сменившей располагавшуюся там на двух предыдущих моделях букву «Я». Кабина Я-5 имела деревянный каркас из твердых пород дерева, обшивавшийся листовой сталью спереди и по бокам, а задняя стенка кабины обивалась сосновой вагонкой.
Грузоподъемность первых Я-5 была установлена ЯГАЗом на уровне 3,5 тонн, как и у Я-4. При этом, двигатель Hercules-YXC считался слишком мощным для такой машины и поэтому в дальнейшем планировался переход на более слабый 60-сильный Hercules-WXC, выпуск которого должен был быть развернут в Москве на АМО для комплектации двухтонных грузовиков АМО-2. Однако, грузоподъемность АМО-2 вскоре была повышена до 2,5 тонн, а в дальнейшем на этой машине предполагалось достигнуть и трехтонной грузоподъемности (будущий ЗИС-5), после чего московские и ярославские грузовики оказались бы в одном классе грузоподъемности, что было нецелесообразно в условиях планового хозяйства. Чтобы избежать этого, было принято решение увеличить грузоподъемность Я-5 до 5 тонн.
Повышение грузоподъемности было достигнуто сравнительно легко – за счет установки в задних рессорах дополнительных листов (как это было сделано чуть ранее при создании автобусных шасси Я-6) и перехода на шины размерности 40х8. Такие пятитонные Я-5 стали выпускаться с февраля 1930 года и до августа 3,5-тонные и 5-тонные машины выпускались параллельно. Всего за это время было выпущено порядка 250 единиц 3,5-тонных Я-5. Впрочем, здесь важно отметить, что перевозка пяти тонн груза допускалась только на дорогах с твердым покрытием, а для проселочных дорог грузоподъемность машины автозаводом по-прежнему была установлена на отметке 3,5 тонны. Причем, если двигатель Hercules-YXC был несколько переразмерен для Я-5, то некоторые другие его узлы, такие как сцепление, шестерни коробки передач, карданные шарниры, напротив, были недостаточны по размерности и своему запасу прочности для такой тяжелой машины, вследствие чего оказались довольно недолговечны в эксплуатации.
В 1932 году, в связи с прекращением поставок американских двигателей из-за отсутствия у государства валюты в достаточном объеме и резервированием оставшегося задела двигателей Hercules-YXC для выпуска трехосных ЯГ-10, ярославский автозавод вынужденно перешел на установку в моторный отсек Я-5 московского двигателя АМО-3 мощностью 60 л.с. – такие автомобили получили обозначение ЯГ-3.
Общий объем выпуска всех Я-5 составил 2356 машин. Последние 36 машин – 5 грузовых и 31 шасси – были выпущены в 1933 году.
Я-5, наряду с АМО-2, стал первым советским автомобилем, поставленным на экспорт – в 1931 году партия из 70 машин Я-5 и 35 машин АМО-2 была экспортирована в Монголию. А уже в 1932 году, с учетом замечаний монгольской стороны, была создана специальная экспортная модификация Я-5, выпущенная в том же году в объеме 100 машин. Автомобили этой серии комплектовались импортными тормозными накладками, дублированной системой зажигания, усиленными рессорами. Внешне эти грузовики отличались от обычных Я-5 продолговатыми дополнительными топливными баками, закрепленными позади кабины на раме с левой стороны, удлиненным передним бампером, к которому крепились кромки передние крыльев (это удачное решение, повысившее жесткость крыльев, впоследствии унаследовали и все последующие довоенные ярославские грузовики). Помимо этого, часть машин получила низкорасположенные грузовые платформы с надколесными нишами и удлиненные подножки по правой стороне машины, идущие от переднего крыла до заднего колеса (по данным заводского музея ЯМЗ, таких было построено 16 единиц).
Также стоит упомянуть о постройке автозаводом в марте 1932 года на базе Я-5 грузовика с дизельным двигателем Mercedes-Benz OM-5. Эта работа проводилась на случай массовой закупки импортных двигателей и имела целью проверить пригодность шасси Я-5 для установки дизелей. |