В сентябре 1934 года группа конструкторов под руководством Главного инженера ЯГАЗа А.С. Литвинова приступила к проектированию самосвала на базе грузовика ЯГ-4. В качестве самосвального механизма для опрокидывания платформы с грузом был выбран механизм американской компании Heil, разработанный для машин грузоподъемностью 5-7 тонн. Новая ярославская модель получила обозначение ЯС-1 – «ярославский самосвал первый».
Рама ЯС-1 в целом соответствовала раме ЯГ-4, но в задней части рама самосвала была дополнительно усилена угольниками, приклепанными к верхним полкам лонжеронов. Данная мера была призвана минимизировать негативное воздействие динамических нагрузок на раму в местах крепления подъемного механизма и опорных шарниров самосвальной платформы.
Грузовая платформа с тремя неподвижными бортами (передний и боковые) и откидным задним была выполнена из дерева и для повышения срока ее службы оковывалась изнутри двухмиллиметровой листовой сталью. Каждый боковой борт дополнительно усиливался с наружной стороны пятью стальными контрфорсами. Впрочем, применение стальной обшивки кузова и контрфорсов не особенно продлевало срок службы платформы – постоянно происходили поломки досок пола и бортов, но благо, что деревянная платформа как легко выходила из строя, так и быстро ремонтировалась. Для увеличения полезного объема платформы для случаев перевозки грузов с малой удельной плотностью предусматривалась установка надставных бортов – в этом случае ее вместимость повышалась с 2,52 до 3,36 куб.м. Грузовая платформа крепилась к массивному подрамнику из швеллеров, который через цапфы в задней части шарнирно соединялся с рамой. В транспортном положении платформа покоилась на деревянных подушках, смонтированных на лонжеронах рамы.
Разгрузка ЯС-1 была возможна только назад, через откидной задний борт, подвешенный на верхних шарнирах. Кузов самосвала опрокидывался назад на угол до 50° (на первых машинах – до 44°) при помощи двух гидроцилиндров, штоки плунжеров которых были связаны общей поперечиной, шарнирно соединявшейся с подрамником самосвальной платформы. Управление подъемом и опусканием платформы осуществлялось двумя расположенными в кабине самосвала рычагами. Одна рукоятка, расположенная слева от водителя, включала односкоростную коробку отбора мощности, разместившуюся на левом по ходу машины люке коробки передач. От коробки отбора мощности при помощи системы из трех карданных валов приводился в действие шестеренчатый насос гидросистемы самосвала, расположенный на соединявшей цилиндры траверсе. Вторая рукоятка, расположенная справа от водителя, отвечала за управление регулировочным краном, который позволял переместить масло из верхней полости гидроцилиндров в нижнюю, поднимая тем самым их поршни, а с ними и кузов. Опускание кузова происходило благодаря его собственному весу – при открывании регулировочного крана масло самотеком возвращалось в верхнюю часть гидроцилиндра и кузов опускался. Фиксация нижних цапф заднего борта, равно как и их открытие перед разгрузкой, осуществлялось при помощи рычага, выведенного к двери водителя у левого переднего края платформы. Подъем и опускание кузова занимали не более 25 секунд. За неимением другого места, запасное колесо и ящик для инструментов были размещены между кабиной и самосвальной платформой.
Первые шесть ЯС-1 были выпущены в январе 1935 года в качестве подарка автозавода к VII Съезду Советов СССР, проходившего с 28 января по 6 февраля 1935 года. Эти машины впоследствии были переданы для эксплуатации одному из подразделений будущего «Волгостроя» – специального строительно-монтажного управления НКВД СССР, занимавшегося строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов. Причем если пять машин имели двигатели ЗИС-5, то шестая машина каким-то образом получила 93-сильный Hercules-YXC (отсутствие этих двигателей и послужило ранее причиной появления на свет грузовиков ЯГ-4). Если для первых самосвалов были приобретены готовые комплекты подъемников американской компании Heil, то в дальнейшем автозавод перешел на использование самосвального оборудования собственного изготовления, конструкция которого была скопирована с американского образца.
Поскольку из-за самосвального оборудования, подрамника и более тяжелого кузова вес самосвала превышал вес бортового ЯГ-4 на 890 кг, то грузоподъемность ЯС-1 была ограничена четырьмя тоннами, а на грунтовых дорогах – и вовсе рекомендовалось перевозить не более трех тонн. Всего за 1935-1936 годы было изготовлено 573 самосвала ЯС-1, а уже в мае 1936 года вместо ЯС-1 был начат выпуск модернизированного самосвала ЯС-3, созданного на шасси ЯГ-6. |