Трехдверный четырехместный переднеприводный ЗАЗ-1102 "Таврия" выпускался с 1988 года и был самым дешевым и доступным среди машин аналогичной конструкции, предложенных потребителям примерно в это же время ВАЗом и АЗЛК. В оличие от предыдущих поколений "Запорожцев", автомобиль имел передний привод, поперечно расположенный двигатель водяного охлаждения и кузов типа "хэтчбек".
В салоне обращает на себя внимание обилие пластмассовых цельноформованных элементов интерьера — потолка, дверных панелей, панелей багажного отделения. Возможно, они были дешевы в производстве и практичны в эксплуатации, но в сочетании со спартанским оформлением водительского места и голыми, окрашенными краской, стойками кузова выглядели предельно дешево и неказисто. Бамперы и облицовка радиатора отформованы из модифицированного полипропилена. Ааналогично выполнена приборная панель.
Для ЗАЗ-1102 был разработан совершенно новый двигатель, который устанавливался поперечно. Его рабочий объем составлял 1,091л, мощность 35,3кВт (48л.с.) при частоте вращения коленвала 5300 об/мин. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 78,5Н/м при частоте вращения вала 2500 об/мин. Рекомендуемая марка бензина — АИ-93. Автомобиль оснащался пятиступенчатой коробкой передачая, четвертая и пятая передачи - экономичные (передаточное отношение — меньше единицы). Автомобиль комплектовался диафрагменным сцеплением.
Интересно было решен вопрос размещения запасного колеса - оно надето, словно шляпа, на круглую выпуклую чашку крепления амортизатора передней подвески типа «Мак-Ферсон». Данное решение было даже защищено авторским свидетельством, благодаря ему полезный объем багажника удалось увеличить до 0,25 куб.м (при разложенном заднем ряде сидений его объем составлял 0,740 куб.м). Под полом багажника над задними колесами размещен 35-литровый бензобак.
На автомобиле применена передняя подвеска типа «Мак-Ферсон», задняя подвеска - независимая, с продольными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости и цилиндрическими пружинами. Рычаги и поперечины образованы единой балкой открытого в центральной части профиля, к которой приварены кронштейны крепления колес. Передние тормоза дисковые, задние - барабанные. Механизм рулевого управления — реечный. Автомобиль в базовом варианте комлектовался бескамерными шинами размером 155/70 SR13. Максимальная скорость ЗАЗ-1102 при полной нагрузке - 132 км/ч, время разгона машины до скорости 100 км/ч — 24 с.
Последняя модификация ЗАЗ-1102 "Таврия Нова" по сообщениям прессы сошла с конвейера 29 декабря 2006 года, однако данная информация требует уточнения - не исключено, что выпуск ЗАЗ-1102 продолжался еще год, до конца 2007 года. Официально, решение о снятии автомобиля с производства было принято после анализа продаж данной модели - после 1 июля 2006 года, когда в Украине вступили в силу нормы токсичности "Евро-2" - продажи ЗАЗ-1102 существенно снизились и потребители стали отдавать предпочтение "Славуте" или Daewoo Sens. Однако, следует повториться, точные даты снятия модели с конвейера требуют уточнения.
Автомобили первых выпусков имели характерное расположение фар головного света - они были глубоко утоплены в наклонную пластиковую решетку радиатора (на фото в верхнем ряду). У поздних версий (не позднее 1991 года) фары были прикрыты наклонным стеклом, расположенным в одной плоскости с решеткой радиатора (на фото в верхнем ряду). Также такие автомобили стали оснащать измененными передними крыльями - с выпуклой отбортовкой колесной ниши. Автомобили довольно долго выпускали с одним, расположенным слева зеркалом заднего вида. При этом, правое могло устанавливаться, но лишь на люксовых комплектациях.
ЗАЗ-1102 стал очень плодовитой конструкцией в плане количества модификаций на его базе. Помимо автомобилей с иными кузовами, было выпущено множество разнообразных модификаций, имеющих небольшие конструктивные отличия от базовой трехдверной модели:
непосредственно ЗАЗ-1102 (1988-1990 г.г.) - базовая модель. Автомобиль предназначался прежде всего для внутреннего рынка и ОФИЦИАЛЬНО ЗАВОДОМ выпускался в двух вариантах: "Cтандарт" (комплектовался фарами головного света от СеАЗ-1111, облицовка радиатора была выполнена в виде пластиковой "решетки") и "Норма" (дополнительно устанавливались подголовники на передних сидениях, комбинированная обивка салона, "дворник" и омыватель заднего стекла, а также иные облицовка радиатора (без прорезей) и чехословацкие блок-фары заподлицо с облицовкой. Устанавливаемый двигатель - МеМЗ-245 (рабочий объем 1100 куб.см, 51 л.с.). при этом стоит отметить, что более дешевые фары от "Оки" полагались "стандарту", но на самом деле появлялись на всех комплектациях - ставили то, что было на складе. Поэтому проследить четко какие-либо фиксированные комплектации "Таврий" в середине 90-х годов ХХ века тяжело, а может быть, даже и невозможно, наверное...
ЗАЗ-110206 (1990-1997 г.г.) - обозначение модернизированного базового ЗАЗ-1102, от которого отличался отделкой салона (новые руль, подголовники на передних сиденьях на всех автомобилях), наличием повторителей указателей поворота на передних крыльях, молдингов на боковинах (на части машин), очистителя, омывателя и обогрева заднего стекла (не только на "люксе", но и части "стандарта"). Также устанавливался гидрокорректор фар, ваккумный усилитель тормозов, новые ШРУсы (с 1994 года). Устанавливаемый двигатель - МеМЗ-245 (рабочий объем 1100 куб.см, 51 л.с.). На базе этого автомобиля выпускались следующие комплектации:
ЗАЗ-110206-35 - модификации "Норма" полной комплектации. Автомобиль комплектовался пластиковыми декоративными колесными колпаками, окрашенными в массе. Устанавливались: модернизированная панель приборов; трехрычажный подрулевой переключатель; мягкая полка багажника; обивки боковин и дверей с комбинированными вставками; молдинги боковин; однотонная тканевая обивка на сиденья; металлическая облицовка радиатора; спойлер двери задка с дополнительным сигналом "Стоп"; нижний спойлер задка; усилитель тормозов; накладки средних и задних стоек кузова. Отсутствуют поручни для задних пассажиров, подкапотная лампа, заглушки на бамперах.
ЗАЗ-11027 - инвалидная модификация для лиц с одной неработоспособной ногой. Автомобиль оборудован: специальной педалью управления дроссельными заслонками карбюратора, электровакуумным приводом выключения сцепления, специальной педалью управления гидравлической тормозной системой, рычагом стояночной системы под правую или левую руку, специальным ножным переключателем коробки передач, выключателем массы, специальным знаком ограничения скорости (60 км/ч) на переднем и заднем стеклах, специальным рулевым колесом с токосъемником на валу. На рулевом валу смонтированы: выключатель звукового сигнала, переключатель указателей поворотов, выключатель света фар, кнопка включения стеклоочистителя и стеклоомывателя, кольцо выбора передач.
ЗАЗ-11028 - инвалидная модификация для лиц с двумя неработоспособными ногами. Автомобиль оборудован: электроваккумным приводом сцепления, ручным приводом управления дроссельными заслонками карбюратора, рычагом управления гидравлической тормозной системой, двухрычажным переключателем световой сигнализации и стеклоочистителями, выключателем массы, специальной рукояткой (на рычаге управления коробкой передач) с кнопкой выключения электровакуумного привода выключения сцепления.
ЗАЗ-11029 - инвалидная модификация, предназначенная для лиц с одной здоровой рукой и ногой. Автомобиль оборудован: специальной педалью управления дроссельными заслонками карбюратора, электровакуумным приводом выключения сцепления, специальной педалью управления гидравлической тормозной системой, рычагом стояночной системы под правую или левую руку, специальным ножным переключателем коробки передач, выключателем массы, специальным знаком ограничения скорости (60 км/ч) на переднем и заднем стеклах, специальным рулевым колесом с токосъемником на валу. На рулевом валу смонтированы: выключатель звукового сигнала, переключатель указателей поворотов, выключатель света фар, кнопка включения стеклоочистителя и стеклоомывателя, кольцо выбора передач.
ЗАЗ-1122 (1995-1997 г.г.) - модель с двигателем и 4-х ступенчатой коробкой передач ВАЗ-2108 (объем 1300 куб.см). За более мощный двигатель пришлось заплатить плотной компоновкой под капотом, откуда убрано запасное колесо. Некоторое количество автомобилей (около 450 шт.) было укомплектовано 5-ти ступенчатой коробкой передач. Общее количество выпущенных автомобилей с таким двигателем (вместе с универсалом ЗАЗ-1125) - около пяти тысяч экземпляров.
ЗАЗ-1132 (1995-1997 г.г.) - модель ЗАЗ-1132 отличается от базового автомобиля силовым агрегатом, двигатель которого предназначен для работы на бензине А-76.
ЗАЗ-1140 (1995-1997 г.г.) - модель с двигателем FIAT DMB903 (4-х цилиндровый, 4-х тактный двигатель с нижним распредвалом; рабочий объем 903 см. куб, мощность 45 л.с./5600 об/мин; 67 Нм/3000 об/мин; степень сжатия-9; расход топлива 4,5-5,5 л/100 км по трассе, 7-8 л в городе).
ЗАЗ-11022 (1991-1997 г.г.) - улучшенный ЗАЗ-110206. Основное отличие состоит в изменённой трансмиссии (передаточное число V-ой передачи - 0,73; главной пары - 3,875), наличии подрулевого переключателя с международной символикой, улучшенного замка капота с травмобезопасной рукояткой, запираемой пробки бензобака, а также наличием прикуривателя. На базе этой модели выпускались следующие комплектации:
ЗАЗ-110216 - обозначение комплектации "Люкс". На автомобиле, по сравнению с базовой моделью, были изменены торпедо, приборная панель, руль, электрика. Устанавливались задний стеклоочиститель и омыватель, жёсткая задняя полка, колонки, магнитола Daewoo, измененные декоративные колпаки на колёса. Также выпускалась модель "Люкс-экспорт" - дополнительно к улучшениям, внедренным в комплектации "Люкс", устанавливались люк в крыше, литые диски, шкала спидометра была отградуирована в милях.
ЗАЗ-110216-35 - вариант исполнения "Люкс". Дополнительно установлены: расширительный бачок с датчиком уровня охлаждающей жидкости; контрольная лампа включения воздушной заслонки карбюратора; модернизированные колпаки колес; двухрычажный подрулевой переключатель; комбинация приборов "Люкс" с дополнительным резистором; модернизированная панель приборов "Люкс"; токообогреваемое стекло двери задка; очиститель и омыватель стекла двери задка; реле прерывистого режима работы стеклоочистителя; дверные выключатели плафона освещения салона; плафон освещения салона; прикуриватель; аудиосистема; спойлер двери задка с дополнительным сигналом "Стоп"; молдинги боковин; накладки на средних стойках кузова; обивки боковин и дверей с комбинированными вставками; воздуховод для обогрева ног задних пассажиров; сиденья с тканевой обивкой с рисунком; подголовники задних сидений; жесткая полка багажника; облицовка радиатора - пластмассовая.
ЗАЗ-110216-40 - "Таврия Нова" модификации "Люкс", оснащенная двигателем с системой впрыска топлива "Сименс". Объём двигателя 1,1 л. Устанавливались выхлопная система с каталитическим нейтрализатором; система электронного управления зажиганием и подачей топлива; шланги системы топливоподачи и улавливания паров топлива из фторкаучука; дополнительный фильтр тонкой очистки топлива; электронасос подачи топлива (вместо бензонасоса на двигателе); комбинация приборов с лампой диагностики системы впрыска топлива; безасбестосодержащие накладки колодок передних и задних тормозов. остальные отличия от базовой модели соовтествуют таковым на модификации ЗАЗ-110216-35.
ЗАЗ-110220, ЗАЗ-110236 - экспортный вариант исполнения автомобиля 3АЗ-1102 с правым расположением руля и системой впрыска топлива "Сименс", отвечающей экологическим нормам "Евро-2". в отличие от базового ЗАЗ-1102 автомобиль комплектовался системой улавливания и адсорбирования паров бензина, выхлопной системой с каталитическим нейтрализатором, бензобаком с успокоителем топлива и рестриктором в заливной горловине (под неэтилированный бензин), системой электронного управления зажиганием и подачей топлива, шлангами системы топливоподачи и улавливания паров топлива изготовленными из фторкаучука, дополнительным фильтром тонкой очистки топлива, электронасосом подачи топлива (вместо бензонасоса на двигателе). Комбинация приборов дополнительно оснащалась лампой диагностики системы впрыска топлива, шкала спидометра была оцифрована в милях. Также было изменено расположение плафона внутреннего освещения (над водителем) и переднего поручня пассажира.
"Таврия Нова" - последний вариант хэтчбека, модернизированный при участии специалистов Daewoo. Эти автомобили начали выпускаться с 1998 года и окрашивались не только обычными автоэмалями, но и металликами. Выпускались следующие комплектации:
ЗАЗ-110206-32 - модификации "Стандарт" в упрощенной комплектации для внутреннего рынка (минимальная цена). Отсутствуют: заглушки бампера, усилитель тормозов (!), подкапотная лампа, нижний спойлер задка, спойлер двери задка, внутренние накладки средних и задних стоек кузова, боковые молдинги, поручни для задних пассажиров. Обивки боковин и дверей пластмассовые, без комбинированных вставок. Облицовка радиатора металлическая. Рычаг ручного тормоза без рукоятки и чехла. Имеется дополнительный сигнал торможения на заднем стекле. Устанавливаемый двигатель - МеМЗ-245 (рабочий объем 1100 куб.см, 51 л.с.).
ЗАЗ-110207 - "Таврия Нова" в базовой комплектации "Стандарт". Комплетовалась карбюраторным двигателем рабочим объемом 1200 куб.см мощностью 58 л.с. (МеМЗ-2457). Внешне от модели "110206" отличалась облицовкой радиатора (металлическая с двумя овальными прорезями на "стандарте" и пластиковая без прорезей на всех прочих), обязательным наличием молдингов, дефлектором под задним бампером, спойлером со стоп-сигналом на крышке багажника, 4-спицевым рулем (который раньше ставился только на люксовые модификации), совершенно новой, очень качественной обивкой салона. Вместе с тем комплектация автомобиля весьма примитивна: отсутствует прикуриватель, не предусмотрен прерывистый режим работы "дворников", отсутствует защита моторного отсека, задний "дворник" и обогреватель стекла. Интересно было решено размещение магнитолы - то место, которое было предназначено конструкторами по ее размещение на самом деле раза в полтора было больше, чем нужно под стандартную магнитолу и раза в полтора меньше, чем под 2-диновую. Когда-то такой размер имел какой-то советский радиоприемник, из расчета под который и была сделана эта "дырка". Обычную магнитолу можно было засунуть и туда, но смотрелось это более чем странно. Вместо жесткой задней полки над багажным отделением устанавливается натяжная ковролиновая шторка. Панель приборов - старого образца. Стандартно устанавливается усилитель тормозов.
ЗАЗ-110217 - "Таврия Нова" с карбюраторным двигателем рабочим объемом 1200 куб.см (МеМЗ-2457), предлагавшаяся в комплектации "Люкс". Оснащение автомобиля соответствует таковому на модели ЗАЗ-110216.
ЗАЗ-110218 - "Таврия Нова" с карбюраторным двигателем рабочим объемом 1300 куб.см (МеМЗ-301), предлагавшаяся в комплектации "Люкс". Оснащение автомобиля соответствует таковому на модели ЗАЗ-110216.
ЗАЗ-110218-40 - хэтчбек с мотором МеМЗ-3071 (рабочий объем 1300 куб.см, распределенный впрыск, мощность 66 л.с.). |