Сборка грузовиков АМО-2 из поставляемых американскими компаниями-производителями узлов и агрегатов, начавшись в июне 1930 года, закончилась уже в августе 1931 года. Все это время инженерами АМО параллельно велась активная работа как по реконструкции предприятия с целью увеличения годового объема выпуска до 25 тысяч машин, так и по локализации выпуска деталей и узлов АМО-2 на территории СССР. Автомобилю, который должен был собираться из сделанных в СССР деталей, был присвоен следующий по порядку индекс – АМО-3.
АМО-3 был конструктивно полностью аналогичен АМО-2, за исключением некоторых внесенных в его конструкцию улучшений. Главным отличием стал увеличенный до 260 мм дорожный просвет под задним мостом, для чего был спроектирован новый более компактный картер главной передачи. При этом машина все равно сохранила два вида привода тормозных систем – гидравлический для передних колес и механический для задних. Относительно АМО-2 у АМО-3 немного изменилась форма передних крыльев, а переход от крыла к подножке стал плавным. Появились более технологичные кронштейны крепления фар и над ветровым стеклом стал устанавливаться козырек.
Новая машина получила и новую эмблему на облицовке радиатора – вместо прежней, с вертикально расположенными буквами А.М.О., появилась овальная эмблема куда большего размера, с надписью «новый АМО», вписанной в пятиконечную звезду, нарисованную на фоне шестерни. Между двух нижних лучей звезды были размещены три вписанных друг в друга буквы С и буква Р, которые при прочтении вместе образовывали аббревиатуру СССР. Впрочем, просуществовала эта эмблема сравнительно недолго, примерно полтора года – уже летом 1933 году ее сменила эмблема в виде сплетенных букв ЗИС.
После завершения основных этапов реконструкции 01 октября 1931 года состоялся пуск завода. С этой же даты автозавод получил и новое название – теперь он именовался автозавод имени Сталина. Первый АМО-3 был собран пока еще вручную в ночь на 21 октября 1931 года. Примечательно, что, несмотря на переименование предприятия, на обозначении выпускаемой продукции это пока не сказалось и автомобили продолжили выпускаться под маркой АМО. А 25 октября на ЗИСе состоялся и запуск первого в СССР сборочного автоконвейера и всего до конца этого месяца было собрано 27 единиц АМО-3.
До конца 1931 года завод смог выпустить 594 единицы АМО-3 (включая и 15 шасси с кабиной). Уже на следующий год, как результат проведенной реконструкции, завод смог произвести 14 216 машин АМО-3 (включая 1133 шасси с кабиной). А в 1933 году темп сдачи продукции автозаводом возрос еще сильнее – в этом году было произведено почти 20 тысяч грузовиков АМО-3.
АМО-3 выпускался до 1933 года. На смену ему пришла следующая советская модернизация американского Autocar Dispatch SD – ЗИС-5 с повышенной до трех тонн грузоподъемностью, первые экземпляры которого были выпущены в 1933 году и уже в 1934 году полностью занявший место АМО-3 на конвейере автозавода. |