Базовый БТР-152 оказался очень удобным для создания целого ряда модификаций различного назначения, что значительно расширяло сферу его боевого применения.
После проведения основных компоновочных работ по «Объекту 140», для более мощного огневого прикрытия войск и борьбы с низколетящими воздушными целями параллельно начали разрабатывать «спарку» ЗТПУ-2 («Объект 140А» или ЗИС-152А) с размещенной в корпусе зенитной (угол возвышения — до 89°, снижения — до 5°) установкой на поворотной турели с круговым обстрелом (конструкции А.Э. Нудельмана) спаренных крупнокалиберных (14,5 мм) пулеметов Владимирова — КПВ производства Ковровского завода №2. Их боезапас составлял 1200 патронов, расчет установки — 3 человека, десант был сокращен до 6 человек плюс водитель. Боевая масса ЗИС-152А составляла 8600 кг.
В начале 1949 года на полигоне в районе ст.Донгузской испытывались зенитной стрельбой по конусам две машины ЗТПУ-2 (ЗИС-152А), тоже, как у БТР-152, с положительными результатами, хотя отмечалась недостаточная скорость ручного наведения (электропривода на машине не было и быть не могло). Но средняя боевая скорострельность установки была сравнительно неплохой — 70 выстр./мин. при максимальной 484 выстр./мин. Высокая начальная скорость пули (Vо=990 м/с) обеспечивала уверенную досягаемость воздушной цели (с помощью коллиматорного прицела), летящей со скоростью до 600 км/ч на высоте 500-1000 метров, то есть бронированных штурмовиков противника или самолетов поля боя. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м и хорошо обеспечивалась телескопическим прицелом ОП-1-14.
Производство зенитного (ЗТПУ-2) БТР-152А началось в 1952 году. До конца года войска получили уже 200 таких машин, а всего по 1955 год — 719. В дальнейшем был освоен выпуск модернизированного БТР-152Е.
Текст - Евгений Прочко Опубликован в №3-4/1999 журнала "Техника и вооружение" |