Запланированное в семействе ЗИЛ-130 шасси под сельскохозяйственные самосвалы ЗИЛ-130Б пережило несколько изменений за время подготовки семейства к серийному выпуску. Изначально планировавшийся к установке на автомобили семейства V-образный шестицилиндровый карбюраторный двигатель так и не удалось довести до требуемых параметров, поэтому дальнейшие работы были продолжены в направлении тоже V-образных, но восьмицилиндровых двигателей. На период проведения конструкторско-экспериментальных работ по восьмицилиндровым двигателям к установке на автомобили семейства рассматривался форсированный рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ЗИЛ-120ВК объёмом 5555 см3 и степенью сжатия 6,2, показавший по результатам испытаний максимальную мощность 130 л.с. при 2800 об/мин и максимальный крутящий момент 39,5 кГм при 1600 об/мин.
Согласно техническому заданию, предусматривалась разработка бортового тягача для систематической работы с прицепом ЗИЛ-130АЛ, длиннобазного бортового ЗИЛ-130ГЛ, шасси под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-130БЛ, седельного тягача ЗИЛ-130ВЛ и самосвального шасси ЗИЛ-130ДЛ. Машины этого семейства планировались к выпуску на период, пока не будет доведён до нужных параметров и запущен в производство новый V-образный мотор. Однако по параметрам, достигнутым в ходе испытаний, стало ясно, что двигатель ЗИЛ-120ВК не соответствуют требованиям, предъявляемым к силовым агрегатам современных автомобилей, к тому же выяснилось, что у них наблюдался повышенный износ основных деталей (цилиндров, поршней, направляющих втулок клапанов, шеек коленчатого вала и пр.), а резерв для дальнейшего форсирования исчерпан. В итоге 10 мая 1958 года был выпущен Приказ ЗИЛ №291: "...в связи с разработанной технической документацией на V-образный двигатель, аннулировать подготовку производства по верхнеклапанному линейному двигателю..."
В июле 1958 года изменилось техническое задание на автомобили семейства ЗИЛ-130 (утверждено Московским городским Советом народного хозяйства 19 мая 1959 года): при сохранённой грузоподъёмности (4 тонны) бортовой автомобиль теперь планировалось использовать и в качестве тягача. Техзаданием предусматривалось конструирование следующих моделей и модификаций:
ЗИЛ-130 – базовый бортовой грузовик грузоподъёмностью 4000 кг с возможностью буксировки прицепа общим весом 4500 кг по дорогам с усовершенствованным покрытием;
ЗИЛ-130А – бортовой тягач грузоподъёмностью 4000 кг для систематической работы с прицепом общим весом 6400 кг по дорогам с усовершенствованным покрытием;
ЗИЛ-130Б – шасси под сельскохозяйственный самосвал грузоподъёмностью 3500 кг;
ЗИЛ-130В – седельный тягач с укороченной до 3300 мм колесной базой, предназначенный для буксировки полуприцепов общим весом 10500 кг по дорогам с усовершенствованным покрытием;
ЗИЛ-130Г – длиннобазный бортовой грузовик грузоподъёмностью 4000 кг;
ЗИЛ-130Д – шасси под строительный самосвал грузоподъёмностью 4500 кг.
В то же время, в 1959 году преобладало мнение, что в принципе мощность 150 л.с., развиваемая V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-130, являлась избыточной для половины разрабатывавшихся вариаций нового грузовика, поэтому была предпринята попытка разделить планировавшиеся к серийному выпуску автомобили семейства на две группы: машины, не предназначенные для постоянной работы в составе автопоездов с мотором пониженной мощности, и тягачи с обычным силовым агрегатом. На автомобили первой группы, к которой относились бортовой ЗИЛ-130 (базовая модель), длиннобазный бортовой ЗИЛ-130Г и шасси под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-130Б, предполагалось устанавливать V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-41 (в заводских документах именовался ЗИЛ-130М) мощностью 138 л.с. при 3400 об/мин и максимальным крутящим моментом 38 кГм при 1600-1800 об/мин, со степенью сжатия 6,7 и рабочим объёмом 5526 см3, производства Заволжского моторного завода. Тем не менее, опытных образцов ЗИЛ-130Б с таким двигателем построено не было.
Государственные испытания доработанных образцов с различными вариантами двигателей состоялись в 1961 году. По их результатам всё семейство ЗИЛ-130 было рекомендовано для постановки на производство, однако самосвальное шасси ЗИЛ-130Б было поставлено на поток только в 1972 году, будучи дооборудованным для работы с прицепом и получив наименование ЗИЛ-130Б2.
Текст - Юрий Воробьёв |