В декабре 1966 года автозавод приступил к выпуску армейского шасси ЗИЛ-130Е для специализированных автомобилей. Шасси оснащались герметичным экранированным электрооборудованием, аналогичным устанавливавшемуся на армейском грузовике ЗИЛ-131, в которое входили:
– водостойкий генератор Г51 мощностью 450 Вт и силой тока 40 А с герметизированным реле-регулятором РР51;
– аккумуляторная батарея 6-СТ-78-ЭМСЗ (130Е-3703010) с выключателем массы ВК318;
– экранированный герметизированный распределитель зажигания Р102 без вакуумного регулятора угла опережения зажигания;
– экранированная герметизированная катушка зажигания Б102-Б с добавочным сопротивлением СЭ102;
– экранированные герметизированные свечи зажигания СН307;
– три конденсаторных фильтра подавления радиопомех ФР200 (один в цепи блокировки стартера, два в цепях датчиков указателей давления масла и температуры воды);
– фильтр подавления радиопомех в цепи реле-регулятора ФР81-Ф;
– фильтр подавления радиопомех в цепи катушки зажигания ФР82-Ф;
– проходной конденсатор в цепи электродвигателя отопителя кабины КБП-С 125-20-1,0±20%;
– проходной конденсатор в цепи электродвигателя вентилятора пускового подогревателя КБП-Ф 125-20-1,0±20%;
– электропроводка с экранирующими шлангами проводов высокого напряжения на базе гибких латунных герметичных рукавов типа РГ и экранированными низковольтными проводами в системах питания и зажигания.
В электропроводке добавился провод от кабины к раме (от выключателя массы аккумуляторной батареи на массу к лонжерону), а вместо провода от аккумуляторной батареи на массу (раму) введён провод от батареи к выключателю массы.
На двигатель устанавливался инерционный пеномасляный воздушный фильтр с трёхступенчатой очисткой воздуха типа ВПМ-3 и антистатические (токопроводящие) ремни привода насоса гидроусилителя рулевого управления, компрессора и генератора. В комплект оборудования штатно входил пусковой подогреватель П-100.
Силовой агрегат, ставившийся на данную модификацию, вследствие указанных отличий от базового мотора ЗИЛ-130, также получил наименование ЗИЛ-130Е, а его экспортные варианты – ЗИЛ-130ЕЭ и ЗИЛ-130ЕТ.
Кроме основного электрического безрупорного звукового сигнала типа С44 машина оснащалась дополнительным пневматическим двухрупорным (двухтональным) сигналом С40-Б с ножным выключателем ВК40-А.
В течение всего выпуска ЗИЛ-130Е постоянно модернизировались, наряду с другими автомобилями семейства. При этом машины с экранированным электрооборудованием модернизировались и «персонально», что было связано с особенностями их эксплуатации:
В январе 1970 года, вследствие использования термометра УК270 логометрического типа и манометра МД230 механического типа, не создававших радиопомех при работе, на автомобиле ЗИЛ-130Е упразднены два конденсаторных фильтра цепи датчиков указателей типа ФР200.
С августа 1970 года на двигатель ЗИЛ-130Е начали ставиться дюритовые шланги с экранирующей оплёткой высоковольтных проводов системы зажигания вместо латунных.
В сентябре 1971 года проходной конденсатор в цепи электродвигателя отопителя КБП-С 125-20-1±20% автомобиля был заменён на КБП-С 125-40-1±20%.
С 1 апреля 1974 года на все модификации ЗИЛ-130Е был внедрён водостойкий неэкранированный генератор переменного тока Г250-П1 мощностью 350 Вт и силой тока 28 А, работавший с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения РР132, вследствие чего был упразднён фильтр подавления радиопомех в цепи реле-регулятора ФР81-Ф. Одновременно был внедрён фильтр подавления радиопомех в цепи питания аккумуляторной батареи ФР132 и аннулирован фильтр цепи блокировки стартера ФР200. Тогда же начала устанавливаться бесконтактная транзисторная система зажигания «Искра» с экранированными герметизированными транзисторным коммутатором ТК200, распределителем Р351-1, катушкой зажигания Б118 с добавочным сопротивлением СЭ326, и аварийным вибратором РС331.
В октябре 1979 года генератор Г250-П1, ставившийся на ЗИЛ-130Е, был заменён на Г287-Б мощностью 1260 Вт и силой тока 90 А.
Наряду с ЗИЛ-130Е, предназначавшегося для использования в первую очередь в границах СССР, одновременно были разработаны и освоены в производстве также его экспортные модификации - ЗИЛ-130ЕЭ, предназначавшийся для эксплуатации в странах с умеренным климатом, и ЗИЛ-130ЕТ для стран с тропическим климатом.
Начиная с 1981 года Московский автозавод прекратил выпуск шасси ЗИЛ-130Е, равно как и всех его экспортных вариантов, и перешёл на производство универсальной модификации под прежним "тропическим" индексом ЗИЛ-130ЕТ, предназначавшейся для поставок как на территорию СССР, так и на экспорт, причём вне зависимости от типа климата. Автомобили комплектовались двигателем ЗИЛ-130ЕТ, рассчитанным на эксплуатацию в диапазоне температур от +50°С до −40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С.
Текст - Юрий Воробьёв |