ЗИЛ-131НС (1987-1990 годы) – бортовой грузовик (и шасси для специализированных автомобилей), предназначенный для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Автомобиль оснащался двигателем ЗИЛ-50811.1000401, расситанным на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45°С до –60°С и относительной влажности воздуха до 98% при +25°С.
ЗИЛ-131НАС (1987-1990 годы) – бортовой грузовик (и шасси для специализированных автомобилей) народнохозяйственного назначения с неэкранированным электрооборудованием и упрощённым оснащением, предназначенный для эксплуатации в районах Крайнего Севера. ЗИЛ-131НАС оснащался двигателем двигателем ЗИЛ-50811.1000402, рассчитанным на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45°С до −60°С и относительной влажности воздуха до 98% при +25°С. Оборудование кабины и изменения в системе электрооборудования были аналогичны введённым на базовом ЗИЛ-131НС.
После перехода в 1987 году Читинского автосборочного завода в объединение КамАЗа выпуск северных модификаций вездехода был переведён на ЗИЛ. На машины устанавливались кабина с дополнительным утеплением с применением матов из поливинилхлоридных волокон (вместо напыления пенополиуретаном на прежних моделях) и противотуманные фары ФГ119-01 с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами типа А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт (использовалась только нить на 50 Вт), крепившиеся в буфере. Для обеспечения контроля за температурой воздуха в кожухе аккумуляторной батареи северных модификаций применялся располагавшийся на панели приборов указатель температуры обогрева батареи типа ТКП-60/3М с датчиком, установленным в передней стенке кожуха батареи. В 1988 году на северных модификациях вместо измерения температуры воздуха в кожухе аккумуляторной батареи введено измерение температуры электролита батареи, в связи с чем упразднён датчик указателя температуры обогрева батареи, устанавливавшийся в передней стенке кожуха, взамен которого внедрён датчик температуры электролита 1108.3842, устанавливавшийся вместо одной из пробок батареи, а место указателя ТКП-60/3М занял указатель 15.3807.
На модернизированных автомобилях металлические накладки, применявшиеся для установки второго остекления ветрового окна крепились с помощью резьбовых бонок, приваривавшихся к фланцу, в отличие от их предшественников, на которых они непосредственно прикручивались винтами к фланцу оконного проёма.
Производство обоих северных версий – и ЗИЛ-131НС, и ЗИЛ-131НАС – было прекращено в 1990 году из-за повышенной трудоёмкости изготовления, отрицательно сказывавшейся на себестоимости и объёме выпуска готовой продукции.
Текст - Юрий Воробьёв |