Первый макетный образец ЗИС-133ГЯС, представлявшего собой модификацию бортового грузовика ЗИЛ-133ГЯ для эксплуатации в районах Крайнего Севера, был собран в августе 1979 года на конвейере Автосборочного корпуса ЗИЛа и затем дооборудован в Экспериментальном цехе московского автозавода, откуда был отправлен для дальнейшего дооснащения в соответствии со своим предназначением на Читинский автосборочный завод, где уже выпускались грузовики марки ЗИЛ в северном исполнении. Основной задачей, отрабатывавшейся на этом образце, являлся поиск наиболее оптимального расположения специального оборудования, основными элементами которого были система автономного (аварийного) отопления кабины, расположенная на крыше, и система зимнего пуска двигателя с предпусковым котлом.
В течение 1979-1984 годов было построено несколько опытных образцов ЗИЛ-133ГЯС. Помимо двух упомянутых выше систем жизнеобеспечения, машина получила двойное остекление кабины и дополнительное утепление на ее внутренней поверхности, дополнительный бензобак, а также в ее конструкции были предусмотрены резинотехнические изделия из морозоустойчивой резины. Кроме того, использовались специальные масла и смазки, выдерживающие низкие температуры.
Бортовые грузовики в северном исполнении, как и седельные тягачи ЗИЛ-133ВЯС, предполагалось выпускать на Читинском автосборочном заводе (входившем тогда в состав производственного объединения "МосАвтоЗИЛ"), где уже ранее был освоен выпуск грузовиков ЗИЛ-130С в северном исполнении, но c 1987 года предприятие полностью прекратило выпуск автомобилей, поскольку было переведено из ПО "МосАвтоЗИЛ" в ПО "КАМАЗ" с одновременной переориентацией на сервисное обслуживание грузовых автомобилей, ремонт двигателей и коробок передач.
Серийно ЗИЛ-133ГЯС не выпускался. |