Снегоболотоход ЗИЛ-136 был создан в 1956 году по договору с АВТУ МО СССР в целях определения возможности создания колесных машин такого класса для нужд Советской Армии.
Созданный в единственном экземпляре, снегоболотоход получил равно расположенные три ведущих моста (колесная формула автомобиля - 6х6), при этом передние и задние колеса являлись также и управляемыми. Передача крутящего момента с переднего моста, оснащенного дифференциалом, осуществлялась на средний и задний мосты по так называемой полумостовой схеме - через бортовые конические редукторы и карданные валы. Движение автомобиля на плаву осуществлялось при помощи водомета. Двигатель и коробка передач были заимствованы от ЗИС-110. Также ЗИЛ-136 получил несущий безрамный клепаный алюминиевый кузов (для исключения поступления воды во внутренние полости кузова все его стыки были промазаны водонепроницаемой пастой), жесткую подвеску всех колес и широкопрофильные эластичные шины с системой регулировки давления. Для уменьшения потерь на трение при движении по снегу нижняя часть автомобиля была зашита листовой нержавеющей сталью.
В ходе испытаний было отмечено, что автомобиль плохо держит дорогу из-за больших люфтов в рулевом управлении. Динамика и проходимость были признаны удовлетворительными (ЗИЛ-136 преодолевал наметы снега высотой до 2 м), однако при этом рыхлый снег автомобиль преодолевал с большим трудом из-за отсутствия блокировки дифференциала на ведущем мосту.
Через два года индекс ЗИЛ-136 был использован повторно - он был присвоен дизельному двигателю, созданному путем конвертации из бензинового ЗИЛ-130. Такой же индекс - ЗИЛ-136 - получил и дизельный грузовик, выпускавшийся в рамках семейства ЗИЛ-130. |