Выпускавшийся с 1957 года грузовой автомобиль ЗИЛ-166А (индекс присвоен Распоряжением Главного конструктора ЗИЛ №94 от 11 июня 1957 года согласно Приказу по заводу №341 от 04 июня 1957 года) был предназначен для работы на сжиженном газе и бензине А-66 и оборудовался двигателем ЗИЛ-166А со степенью сжатия 6,0, мощностью 77 л.с. (с ограничителем) при 2400 об/мин и максимальным крутящим моментом 28 кГм при 1100-1200 об/мин при работе на газе и, соответственно, 90 л.с. при 2400 об/мин и 31 кГм при 1100-1200 об/мин при работе на бензине. Вследствие неудовлетворительных результатов испытаний двухкамерного карбюратора МКЗ-К-84Д, на двигатель по-прежнему устанавливался МКЗ-К-80Д от автомобиля ЗИС-156А.
Газобаллонная установка ЗИЛ-166А была аналогична монтировавшейся на ЗИЛ-156А и включала в себя:
– газовый баллон ёмкостью 250 л (полезный объём – 225 л) с наполнительным и двумя расходными вентилями (паровой и жидкой фазы), контрольным вентилем максимального заполнения баллона при заправке, указателем уровня сжиженного газа и предохранительным клапаном;
– магистральный запорный вентиль;
– испаритель газа жидкостный;
– двухступенчатый газовый редуктор МКЗ-НАМИ с сетчатым фильтром (с 1960 года начал монтироваться усовершенствованный универсальный газовый редуктор МКЗ-НАМИ с дозирующим экономайзерным устройством, устанавливавшимся на место упразднённого винтового конического дозатора);
– карбюратор-смеситель МКЗ-К-80Д (в декабре 1960 года вместо МКЗ-К-80Д стал устанавливаться карбюратор-смеситель МКЗ-К-82МЕ. Мощность двигателя ЗИЛ-166А стала составлять 87 л.с. (с ограничителем) при 2600 об/мин при работе на газе и 97 л.с. при 2600 об/мин при работе на бензине, а максимальный крутящий момент – 31 кГм при 1100-1400 об/мин при работе на газе и 33 кГм при 1100-1400 об/мин при работе на бензине);
– манометр редуктора низкого давления;
– манометр баллонный высокого давления;
– газовую арматуру (трубопроводы, тройники и прочие соединительные детали).
Дозировка количества газа, поступавшего из редуктора в карбюратор-смеситель, осуществлялась винтовым дозатором с коническим клапаном с винтом и маховичком, располагавшимся снизу редуктора.
Газовый баллон располагался на левом, а бензобак объёмом 150 л на правом лонжеронах рамы.
На автомобили ЗИЛ-166 и ЗИЛ-166А монтировались универсальные газовые редукторы типа МКЗ-НАМИ, предназначавшиеся для работы как на сжатом, так и на сжиженном газе, и отличавшиеся только устройством их первых ступеней. В первую ступень редуктора для сжиженного газа ЗИЛ-166А устанавливались клапан в виде плоской вставки из газостойкой резины и пружина пониженной жёсткости из проволоки диаметром 3,5 мм, сжимавшейся на 10 мм под воздействием усилия в 35 кг. Диаметр гнезда канала равнялся 6 мм.
Также, как и на ЗИС-156А, газовый редуктор с фильтром в сборе и магистральный вентиль монтировались в моторном отсеке под капотом на передней стенке кабины (редуктор слева вверху, вентиль справа внизу), испаритель – с внутренней стороны крышки люка рубашки охлаждения блока цилиндров, манометры – по отдельности в верхней части арматурного щитка (редукторный низкого давления левый, баллонный высокого давления правый). Рычажная рукоятка магистрального вентиля выводилась в кабину.
Кабина машины отличалась наличием отверстий для установки магистрального вентиля, двух кронштейнов крепления газового редуктора с фильтром, скоб крепления газопроводов от редуктора к карбюратору-смесителю и впускному трубопроводу на передней стенке, а также отверстий для монтажа отдельных кронштейнов манометров и двух отверстий для трубок манометров на внутренней верхней панели передка. В отличие от стальных газопроводов от магистрального вентиля к испарителю и от испарителя ко входному штуцеру газового фильтра, применявшихся на ЗИЛ-156А, введены дюритовые трубки из бензостойкой резины.
Как и на ЗИЛ-156А, из-за переноса топливного бака на правую сторону автомобиля была соответственно изменена трасса бензопроводов, а вместо короткого выхлопного патрубка глушителя установлена удлинённая выпускная труба, выводившаяся за правое заднее колесо.
Запасное колесо крепилось на откидном держателе под рамой в задней части машины.
В 1961 году вместо ЗИЛ-166А был начат выпуск модернизированного ЗИЛ-166В.
Текст - Юрий Воробьёв |