В июне 1940 года для изучения дефектов лимузина ЗИС-101 была создана специальная правительственная комиссия под руководством автомобильного эксперта, члена Академии наук СССР Е.А. Чудакова. В результате работы этой комиссии, вскоре вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), среди прочего объявляющее выговор ставшему к этому времени наркомом И.А. Лихачеву (бывший на момент запуска ЗИС-101 в производство директором ЗИСа) и отстранявшее от работы действующего директора ЗИСа Н.А. Волкова из-за «небрежного отношения к качеству выпускаемых машин».
Впрочем, большая часть замечаний относилась все же к конструктивным недостаткам машины. Конструкторы ЗИС-101 и без этого Постановления отдавали себе отчет обо всех слабых местах лимузина, поэтому «пакет» изменений начал формироваться вскоре после начала производства «101-го». Недостатки предполагалось устранить в обновленной модели, получившей индекс ЗИС-103 – фактически предстояло спроектировать новый автомобиль, пусть и в старом обличье. Однако, в конечном итоге, из-за необходимости большого количества временных затрат на разработку нового лимузина, было принято решение о пошаговой модернизации выпускающегося серийно ЗИС-101.
Прежде всего, подлежал замене двигатель на улучшенный силовой агрегат ЗИС-101А (который и дал название новой модификации). В частности, был подготовлен целый ряд мероприятий, направленных на повышение мощности двигателя ЗИС-101 – применение алюминиевых поршней и нового карбюратора типа «Стромберг» с падающим потоком, измененного впускного коллектора и оптимизация фаз газораспределения.
Вторым этапом предполагалось переконструирование кузова – он должен был стать металлическим и существенно более легким, нежели деревянный каркас ЗИС-101. Помимо этого, автомобиль должен был получить иное расположение кресел в салоне и полноценный металлический багажник. Третий этап включал в себя модернизацию трансмиссии, рамы, подвески, рулевого управления.
Далеко не все запланированные нововведения были воплощены в серийной машине – в значительной степени из-за того, что переделать спроектированный отдельно от шасси кузов ЗИС-101 было равносильно тому, чтобы спроектировать новый автомобиль. Поэтому каркас кузова так и остался деревянным, салон и багажник остались прежними. Все так же имела место избыточная масса машины, хотя ее динамические качества все же улучшились благодаря более мощному двигателю и усовершенствованиям в трансмиссии. Кроме того, вопреки распространенному заблуждению, алюминиевые поршни на автомобили 101-го семейства устанавливались далеко не всегда. Но и сними расчетных 116 л.с. мотора «исправленной» версии на практике достичь не удалось. Мощность двигателя ЗИС-101А составляла, как правило, 110 л.с.
ЗИС-101А получил, в отличие от ЗИС-101, иное оформление передка с более современной выпуклой решеткой радиатора с горизонтальными прорезям. Первый автомобиль с такой внешностью, но еще с двигателем ЗИС-101, был построен автозаводом еще 11 апреля 1939 года и, наряду с построенным тогда же ЗИС-102, предназначался для выставки в честь XVIII съезда ВКП(б). А «полноценный» ЗИС-101А был представлен широкой публике 7 ноября 1939 года на параде, посвященном 15-летию выпуска первого советского автомобиля АМО-Ф15.
Серийное производство ЗИС-101А было начато во второй половине 1940 года и продолжалось до июля 1941 года, когда серийный выпуск представительских автомобилей был прекращен в связи с началом войны.
Всего было собрано 675 экземпляров ЗИС-101А – 199 машин в 1940 году, 475 машин в 1941 году и 1 машина в 1942 году.
Текст - Константин Андреев |