В 1951 году на Днепропетровском автомобильном заводе началась подготовка к производству амфибии ДАЗ-485 в новом цехе мелких серий. Был создан задел па первые 10 машин опытной партии, готовилась технологическая оснастка. Но завод «приглянулся» министру вооружений Д.Ф. Устинову, искавшему базу для производства ракет, в том числе и конструкции С.П. Королева. Постановлением Совета министров СССР от 9 мая 1951 года ДАЗ переводят в оборонную отрасль. Как союзный завод он получает номер 586 (сейчас это «Южмашзавод») и нового главного конструктора М.К. Янгеля. Коллектив конструкторов-автомобилистов вынужденно распался: кто-то уехал в Минск, на автозавод; некоторые вернулись на ГАЗ; часть (большая) осталась на новом заводе и переквалифицировалась в «ракетчиков» (в чем и преуспела). В.А. Грачеву же в июне 1951 года предложили перейти на московский ЗИС заместителем главного конструктора и заниматься новой техникой, в первую очередь армейской. На ЗИС передавалось серийное производство амфибий «485» по документации ДАЗа: они были остро нужны Инженерным войскам СА. Вместе с В.А. Грачевым в Москву ушли и два опытных ДАЗ-485 и в придачу к ним — одна амфибия GMC. На новом месте все начинать надо было фактически заново. Но на ЗИСе поняли, что такая работа неизбежна и за срыв ее можно поплатиться. Поэтому завод «бросил» немалые силы на освоение теперь уже ЗИС-485.
В августе 1951 года было сформировано специальное испытательное бюро «485» и образован отдельный «закрытый» цех сборки новых машин (параллельно с ЗИС-152). В кузовном цехе построили сборочные стапели и большие ванны для испытания после сварки корпусов на герметичность, а во всех цехах организовали участки по выпуску деталей и узлов только для ЗИС-485 и ЗИС-152. За срыв сроков и неудовлетворительное качество строго наказывали. Одновременно велись и конструкторские работы по ЗИС- 485: переход на нормали, стандарты, технологии, материалы, нормы и на некоторые узлы, принятые на ЗИСе.
Результаты не замедлили сказаться: уже в конце июля 1952 года (то есть через год) были выпущены первые четыре серийных ЗИС-485, в августе — уже 17 машин. До конца 1952 года собрали (в соответствии с планом) 100 машин. Для первой партии машин корпуса и некоторые их детали поставил из задела завод № 586. В дальнейшем с налаживанием производства выпуск ЗИС-485 достигал 30–36 машин в месяц (за год — 285–286 единиц). Ведущим конструктором по «485»-й амфибии на долгие годы стал инженер С.Т. Деев, которому В.А. Грачев как бы передал свою эстафету, ибо он стал заниматься другими трехосными опытными автомобилями высокой проходимости.
Ведущим по производству ЗИС-485 стал инженер В.М. Леонов. Одновременно проводились работы по усилению слабых мест машины, в первую очередь — недостаточной герметичности корпуса. Пришлось усиливать также сцепление (установка второго ряда заклепок на ведомых дисках, новые фрикционные накладки и др.), карданные валы (отказ от использования ряда валов ГАЗ), системы охлаждения (был ликвидирован перегрев двигателя), коробку отбора мощности (замена алюминиевого картера на чугунный), передние рессоры. Но в целом амфибии, пошедшие начиная с 1953 года в войска под армейским индексом БАВ, были встречены там благоприятно. Они нашли применение как самоходные переправочно-десантные средства, самодвижущиеся паромы, транспортные машины, способные работать в разных средах (при движении по тяжелому бездорожью в армии им не было равных). Позже эти машины использовались и в народном хозяйстве. На местности автомобиль был способен преодолевать подъемы по твердому грунту (без груза) до 30–32°, с грузом — до 25°; снег глубиной до 0,7 м, песок — любой, грязь — без ограничений. Хорошей была маневренность — радиус поворота на суше составлял 11,25 м, радиус циркуляции на воде — не более 9 м.
В октябре-ноябре 1953 года были проведены Госиспытания двух производственных образцов ЗИС-485 с целью проверки их надежности, выносливости, соответствия стандартам и налаженности производства. Машины прошли по маршруту Москва—Сталинград-Астрахань-Грозный—Баку—Тбилиси—Батуми—Краснодар—Новороссийск—Крым (вплавь через Керченский пролив, как в 1950 году)—Одесса—Киев—Минск—Москва общей длиной около 10 тыс. км с длительными проплывами по Волге, Кубани, Днестру. Выяснилось, что наибольшая скорость на воде достигается (на 1-й передаче в коробке передач) при частоте вращения двигателя 2700 об/мин (близкой к максимальной). Вниз по течению выгодно было движение на 2-й передаче - это давало экономию топлива. Подтвердилось то, что при поломке винта машина могла двигаться по воде за счет вращения колес, правда, с гораздо меньшей скоростью и не против течения.
Несмотря на ряд поломок (в основном по ходовой части), устраненных прямо на маршруте с использованием возимого ЗИПа, испытания были признаны успешными и Госкомиссия дала «добро» на дальнейшее серийное производство ЗИС-485. Одновременно (осень 1953 года) впервые при испытании плавающих автомобилей (на Пироговском водохранилище) адъюнкт Бронетанковой академии А.П. Степанов (впоследствии доктор технических наук, профессор) применил методы тензометрирования при определении напряжений и перемещений, возникающих в элементах корпуса, рамы и привода винта амфибии ЗИС-485.
Все эти испытания показали реальность постройки колесных вездеходов многоцелевого назначения с шинами регулируемого давления, в большинстве случаев не уступающих по проходимости гусеничным машинам и превосходящих их по общей подвижности в разных средах, экономичности, долговечности, по меньшему уровню шума. На основе довольно сложного и «наукоемкого» автомобиля ЗИС-485, ставшего своеобразной ходовой лабораторией по испытанию и внедрению новых идей, проводились различные эксперименты, открывавшие пути современным техническим решениям в создании плавающих и других вездеходных машин.
Появление в 1950 году автомобиля «485» вызвало сильный технический резонанс в советской автомобильной промышленности. Идеи, заложенные в нем, имели большое, поистине революционное, влияние на повышение проходимости колесных машин и на развитие автомобильной техники в целом. С тех пор (с 1958 года и позже) практически все отечественные полноприводные автомобили высокой проходимости (как общего назначения, так и специальные грузоподъемностью 2 т и выше) имеют односкатные и одноколейные тонкостенные шины увеличенного профиля с регулируемым внутренним давлением в них. Освоение массового производства таких машин является безусловным приоритетом нашей страны, по достоинству оцененным специалистами во всем мире.
В сентябре 1958 года ЗИЛом был начат выпуск модернизированной амфибии ЗИЛ-485А.
Текст - Евгений Прочко |