В 1967 году был построен и успешно испытан опытный образец троллейбуса ЗИУ-5Д, который стал выпускаться серийно с 1968 года вместо прежней модели ЗИУ-5Г.
Главным отличие ЗИУ-5Д от ЗИУ-5Г стал примененный ведущий мост венгерской фирмы RABA модели 0.18.80, специально созданный под габаритную ширину троллейбуса 2680 мм. Мост RABA получился существенно более тихим, чем применявшийся на ЗИУ-5Г мост от МАЗ-200, а кроме того, по сравнению с минским мостом, венгерский был более компактным и более удобным в обслуживании благодаря разнесенной двухступенчатой передаче.
В целом же, к концу 1960-ых годов дальнейшая модернизация троллейбусов семейства ЗИУ-5 уже не считалась целесообразной, поэтому какая-либо серьезная текущая модернизация не происходила. Опытно-конструкторские работы велись лишь в отношении тех узлов семейства ЗИУ-5, которые могли быть использованы на моделях нового поколения – в семействе троллейбусов ЗИУ-9. Поэтому объем вносимых в его конструкцию изменений оказался минимальным: примерно в начале 1969 года перестал устанавливаться на крыше троллейбуса задний маршрутоуказатель, в обиходе именовавшийся «скворечником»; ближе к середине выпуска ЗИУ-5Д утратил прежнюю большую хромированную эмблему в форме раскинутых крыльев, взамен которой стала устанавливаться новая, более строгая и лаконичная, круглая эмблема с вписанной в круг наклонной надписью «ЗиУ», опробованная на троллейбусах нового семейства ЗИУ-9; из интерьера салона пропали салонные часы, на предыдущих моделях размещавшиеся на водительской перегородке.
В июле 1972 года завод имени Урицкого безостановочно перешел на выпуск нового троллейбуса нового семейства – ЗиУ-682Б. |