В 1954 году под руководством Игоря Ивановича Окунева был создан верхнеклапанный двигатель модели «405», который при рабочем объеме 1091 см3 развивал мощность около 40л.с. Его отличали алюминиевый блок цилиндров, очень короткие штанги привода клапанов, привод распределительного вала двухрядной роликовой цепью, меньший, чем диаметр цилиндра, ход поршня.
Годом позже, в 1955 году, под руководством начальника экспериментального цеха Игоря Александровича Гладилина был создан «Москвич-Г1» - первый автомобиль созданный специально для кольцевых автогонок. Компоновка этой машины была достаточно необычной - заднее расположение силового агрегата и зависимые передняя и задняя подвески. Объяснялось это отнюдь не оригинальными задумками конструкторов - просто из-за недостатка денежных средств ходовая часть была полностью позаимствована у серийного «Москвича-401». Следствием этого стала необходимость соединения коробки передач с ведущим мостом при помощи карданного вала, что, в свою очередь, заставило существенно сместить вперед сиденье водителя. Колесная база составляла 2,4 метра. Снаряженная масса автомобиля составляла 670 кг. Шасси представляло собой лонжеронную раму из стальных труб диаметром 38 мм. Кузов был выполнен из алюминиевого листа, а его лобовая площадь составляла около 0,7 кв.м.
Среди технических новинок «Г1» можно отметить раздельный привод тормозов (это было первое использование такой схемы в отечественном автомобилестроении), съемное рулевое колесо (при этом само рулевое управление – серийное, от модели «401»). Существенные изменения произошли и в двигателе модели «405» - для автомобиля «Г1» вместо стандартного карбюратора был установлен блок из четырех мотоциклетных карбюраторов (по одному на каждый цилиндр), увеличена степень сжатия. Конструкторы отказались от применения глушителей, которые были заменены четырьмя прямоточными выхлопными трубами. В результате этих модернизаций мощность двигателя возросла со штатных 40 л.с до 70л.с. На испытаниях машина показала максимальную скорость 205 км/ч. Впервые «Москвич-Г1» принял участие в гонках в 1955 году именно в такой комплектации и в том же году на нем был установлен всесоюзный рекорд скорости на дистанции 50 км со стартом с места в классе 5 группы I.
В 1956 году «Москвич-Г1» получил новый обтекаемый кузов с закрытыми колесами, а двигатель был дополнительно форсирован, в результате чего его мощность была доведена до 75 л.с. С этого момента, автомобиль стал практически полностью идентичен построенному несколько ранее «Москвич-Г2». Этот автомобиль принимал участие в соревнованиях до 1959 года включительно. В этом же году он получил новый двигатель «Москвич-407» (1358 куб.см), который также имел четыре карбюратора и был форсирован. Кроме того, над местом гонщика была установлена дуга безопасности.
В 1960 году обтекаемый кузов с закрытыми колесами был демонтирован ввиду его неприспособленности для кольцевых гонок. На замену ему был установлен кузов с открытыми колесами, внешне очень близкий к первоначальному варианту. Тогда же были установлена передняя и задняя подвески, тормозная система и коробка передач от «Москвича-407». В таком виде автомобиль участвовал в гонках до 1963 года. В конце 1963 года «Москвич-Г1» был разобран.
По материалам сайта "Автоспорт в СССР" |