ПАГ-1, первый освоенный Псковским механическим заводом в массовом производстве автобус собственной конструкции, имел немало недостатков, главной причиной которых был недостаток опыта в создании такого рода техники. На первых изготовленных экземплярах было выявлено множество серьезных недостатков: например, плохая жесткость кузова и вентиляция салона, ненадежный и малоэффективный отопитель салона. Поэтому для серийного выпуска требовалась серьезная доработка конструкции, а, по сути, вопрос стоял о создании совершенно нового автобуса с чистого листа.
Завод готовился к перепрофилированию и реконструкции – теперь автобусы должны были стать его основной продукцией. Стало совершенно очевидно, что судьба предприятия неразрывно связана с автобусным производством; это понимали и на заводе. Учтя все недостатки своего первого детища, коллектив ПМЗ взялся за конструкторские работы с новыми силами. Уже в 1969 году, был изготволен первый образец новой 24-местной модели, получившей название ПАГ-2, а серийный выпуск нового автобуса был начат в январе 1970 года.
Автобусы ПАГ-2 приобрели новый, более обтекаемый, кузов и, что самое главное, были избавлены от многих недостатков своего предшественника. Если в первый год производства ПАГ-2 выпускались как на шасси ГАЗ-51А, так и на шасси ГАЗ-52-01, то уже с января 1971 года – на шасси ГАЗ-52-01 или ГАЗ-53А. Именно под производство ПАГ-2 были построены новые заводские корпуса и смонтирован полноценный конвейер, который позволил освоить поточную сварку каркаса, окраску и сборку готовых автобусных кузовов.
Выпуск автобусов ПАГ-2 продолжался сравнительно недолго – до марта 1972 года, после чего ему на смену пришел автобус ПАГ-2М. Общий объем выпуска ПАГ-2 составил 1287 экземпляров на всех шасси.
Следует также отметить, что документация на ПАГ-2 была передана Прикумскому авторемонтному заводу В/О "Россельхозтехника", где его пыпуск был налажен в 1970 году под названием ПрАЗ-1 "Ставрополец".
по материалам Дениса Дементьева полностью текст опубликован в журнале "Грузовик Пресс" №10/2006 |