Северодонецкая авторемонтная база

    Эта история началась в ту пору, когда начальником Главного автотранспортного управления Луганского Совнархоза был назначен энергичный и инициативный А.С.Антонов. Одна из его идей, постройка прицепа-дачи с кузовом из стеклопластика, была поручена коллективу Северодонецкой авторемонтной базе (САРБ) Треста автотранспортных предприятий Минтяжстроя УССР. Почему же именно из стеклопластика? Во-первых, в это время набирала обороты правительственная кампания по внедрению альтернативных материалов, к основному из которых относили, прежде всего, пластмассу. А во-вторых, регион изобиловал предприятиями химической промышленности, которые выпускали стекловолокно, эпоксидную смолу и другие полимеры.
    После постройки этого прицепа, молодой коллектив авторемонтной базы во главе с Г.В.Дьяченко совместно с Главным инженером автотреста А.Г.Ивановым задумали опробовать свои силы над созданием автомобиля. Все понимали, что автомобиль – это намного более сложная конструкция, которая требует серьезного подхода к разработке и проектированию. Но такие моменты лишь добавляли азарта, что сыграло немаловажную роль в реализации этой инициативы.
    Для создания микроавтобуса на САРБ был организован конструкторский отдел при экспериментальном участке, где вовсю закипела работа по проектированию нового автомобиля. На работу пригласили двух выпускников Харьковского автодорожного института Я.М.Балясного и Б.Ф.Крутенко, имевших опыт работы со стеклопластиковыми кузовами при разработке гоночных автомобилей ХАДИ.
    Первый «Старт» был собран на САРБ за полтора месяца до конца 1963 года. Конструкторы спешили успеть к заседанию коллегии Госкомитета по автотракторному и сельскохозмашиностроению СССР, куда их выдвинули руководители местных партийных органов. Коллегия была посвящена вопросам промышленного применения пластических масс: предполагалось выслушать доклады директоров многих заводов об использовании пластмассы в производстве. В середине декабря «Старт», успешно преодолев расстояние почти в 1000 км, прибыл в Москву, где за неделю он произвел настоящий фурор среди общественности и успел «засветиться» и на центральном телевидении в программе «Время», и в «Правде», и в Кремле. Так «Старт» и его создатели в один миг получили всесоюзную известность.
    В Северодонецк конструкторы вернулась настоящими героями и, получив «добро» от председателя Комитета Н.И.Строкина на поставку 50 «Волговских» комплектов с ГАЗа, приступили с января 1964 года к сборке «Стартов».
    Отработав технологию производства стеклопластиковых кузовов, разработчики взялись за легковые автомобили - был создан пятиместный легковой автомобиль "Заря".
    К сожалению, оба эти проекта - микроавтобуса и легкового автомобиля - несмотря на свою инновационность и перспективность, не получил дальнейшего развития. Этому способствовало много причин, среди которых: «сырая» и трудоемкая технология изготовления стеклопластиковых кузовов, не годившаяся для массового производства; высокая себестоимость материалов; дефицит горьковских агрегатов.


    К продукции Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ):

"Cтарт"

"Заря"

Эта страница подготовлена по материалам Дениса Дементьева (г.Москва).


К другим малосерийным и экспериментальным автомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу