История становления этого завода мало чем отличается от истории подобных предприятий, подведомственных отечественной «культуре». Основа предприятия была заложена в послевоенные годы, когда в Новгородском областном управлении культуры были организованы мастерские Культремснаба, занимавшиеся ремонтом киноаппаратуры. В 1960 году на их базе был образован Ремонтно-производственный комбинат. В его обязанности дополнительно входило также производство мебели и запасных частей для учреждений культуры, ремонт театрального инвентаря - обычный РПК, какие существовали в то время по всей стране.
Официальной датой создания новгородского предприятия считается 10 апреля 1965 года, когда в Государственном комитете по кинематографии при Совмине РСФСР был подписан приказ о реорганизации РПК в «Новгородский киномеханический завод» (НКМЗ) республиканского подчинения. Смена названия, пожалуй, мало что поменяла в структуре самого завода. Он по-прежнему занимал территорию, разбитую на крохотные участки (для примера стоит заметить, что столярная мастерская завода находилась в подвальных помещениях бывшего Зверина монастыря). В этих условиях завод смог наладить производство киноаппаратуры: перематывателей, бобин, кинопроекционных установок.
Кроме того, как только ремпромкомбинат получил статус завода, ему была поручена организация производства спецавтотранспорта для нужд советского кино. Подготовка к серийному выпуску автокинопередвижек началась ещё 1965 году, однако освоение этой продукции затянулось: по срочному заказу ЦК ВЛКСМ заводом было переоборудовано в автоклубы несколько десятков автобусов ЛАЗ-697E, КАвЗ-651А и ПАЗ-652. Последний имел экспортную комплектацию для поставки на Кубу. Надо заметить, что завод в будущем ещё не раз столкнется со множеством заказов от комсомольских органов на поставку своих спецавтомобилей на экспорт: среди них РАФ-977Д (1966 год), ГАЗ-69 с металлическим верхом (1968 год), КАвЗ-685 (1975 год) и другие. Это говорит о том, что качество продукции НКМЗ было достаточно высоким.
В 1966 году завод приступил к серийному выпуску двух базовых видов автокинопередвижек по проекту Львовского экспериментального комбината «ЛЭК» Госкино УССР – на шасси ГАЗ-51А (тип «Кино-1») и УАЗ-452В (тип «Кино-1У»). Внутри УАЗовского фургона монтировался кинопроектор и другое оборудование своего производства (киномеханический завод как-никак), а на ГАЗ-51А, кроме того, устанавливался собственный кузов фургонного типа с металлическим каркасом, для выпуска которых на заводе открыли небольшой кузовной участок.
В этом же году в производственную программу добавились автокинопередвижки «Кино-2» и «Кино-2У», а впоследствии «Кино-3», «Кино-4» (уже на шасси ГАЗ-53А) и «Кино-3У». Все они отличались друг от друга лишь внутренней комплектацией различным кинооборудованием (например: с бензоэлектростанцией или без) – кузов оставался прежним.
Зачастую предприятию приходилось осваивать новую продукцию без достаточной технической документации и в отсутствие каких бы то ни было технологий. Подобным образом в 1968 году создавалось и широкоэкранное кино на автомобильном ходу, которое только входило тогда в моду в СССР. На НКМЗ по собственному проекту сконструировали четыре широкоэкранных автокинопоезда КШ-1 в составе ГАЗ-53А и двухосного прицепа 2ПН-2, три из которых сразу были направлены в опытную эксплуатацию в южную Украину.
В 1972 году коллектив предприятия был удостоен денежных премий Госкино за создание и освоение агитационной машины АМ-2 на базе фургона УАЗ-452В. Она представляла собой модернизированную автокинопередвижку, совмещающую и некоторые функции автоклуба: проведение митингов, выступлений, записи интервью и т.д. Подобные спецавтомобили, как и автокинопередвижки, часто использовались в небольших населенных пунктах без стационарных учреждений культуры для проведения культурно-массовых и воспитательных мероприятий.
В середине 70-х завод освоил производство автокинопередвижек К-52 на шасси ГАЗ-52-04 с новым кузовом – они заменили устаревшие машины серии «Кино» на шасси ГАЗ-51А, которые сняли с производства в 1975 году. Чуть позже завод по заказу Минбыта РСФСР начал выпускать специальные фургоны на шасси УАЗ-452Д – машины бытового обслуживания населения МБОН-1. В конце 70-х получили техдокументацию на новые машины МБОН-2 с модернизированным кузовом и перешли на их массовое серийное производство – в год с территории предприятия выходило до 4000 штук фургонов МБОН-2, которые расходились по всей стране. Эти машины выпускались уже на новой территории завода на Ленинградской улице, в новых производственных цехах, введенных в строй в 1978 году. В 1985 году по проекту Ставропольского завода «Кинотехника» на этих же площадях освоили автофильмовозки КМ-55-01 на шасси ГАЗ-53А, предназначенные для транспортировки в специальном герметичном отсеке фильмокопий.
Наряду с автокинопередвижками К-52 и автофильмовозками КМ-55-01, спецавтомобили на базе УАЗ-452Д (позже УАЗ-3303) массово выпускались на предприятии вплоть до начала 1990-х годов. Среди них: агитмашины АМ-2, АМ-3К-2, операторские автомобили ЛЭК, фургоны МБОН-1, МБОН-2 и другие. В первой половине 80-х малыми партиями выпускались даже санитарно-агитационные автомобили на базе УАЗ-452A. Эти машины кроме стандартного медицинского инвентаря имели кино- и радиоустановки для проведения научных лекций среди сельского населения (колхозников, трактористов, пастухов) о пользе здорового образа жизни.
В общей сложности за период с 1965 по 1991 год НКМЗ освоил более 20 наименований спецмашин, более 50 наименований кинооборудования, мебели, запчастей, что сделало его одним из головных предприятий Госкино РСФСР.
Потом последовала Перестройка. Последствия реорганизаций ощутили на себе все отечественные предприятия и НКМЗ не стал исключением. Осенью 1990 года решением местных властей завод разделили на мелкие предприятия, фактически независимые. В 1993 году на их основе образовалось Государственное предприятие «Исток». Эти годы стали не лучшим временем для завода: рост цен на сырьё и материалы, спад производства.
Предприятие оказалось на гране банкротства. Чтобы хоть как-то исправить положение, директор ГП «Исток» В.М. Беликов поехал в Москву, чтобы убедить руководство «Роскинотехники» в производственных способностях предприятия. Благодаря их финансовой поддержке завод смог закончить работы по созданию и освоению новой продукции: походного автоклуба ПАК-93 на шасси ГАЗ-66-11 и автокинопередвижки АКД-93 на шасси УАЗ-33031. ГП «Исток » получил заказ от Министерства обороны РФ на эти спецавтомобили. Позже завод освоил широкий ассортимент товаров народного потребления и разборных дачных домиков, начал заниматься капремонтом автобусов «Икарус» местных АТП. Всё это позволило выкарабкаться предприятию, но ненадолго. Очередной кризис 1998 года перечеркнул все планы на будущее...
В итоге, к концу 90-х годов предприятие находилось в жутком запустении, будучи практически полностью разворованным. По рассказам очевидцев, территория ГП «Исток» представляла собой страшное зрелище. Например, главный корпус, где находилось заводоуправление, протекал до первого этажа. Таким предприятие увидели пришедшие на завод новый директор и главный инженер. Но коллектив не пал духом, восстановил производство, сделал предприятие рентабельным, акционировал его.
В 2002 году свет увидели первые автоклубы АК-02 на шасси ЗИЛ-5301 – та востребованная продукция, которая была и осталась главным «коньком» предприятия, про который в смутное время просто забыли. За АК-02 последовал военный заказ на партию походных автоклубов ПАК-93М на шасси ГАЗ-3308 "Садко". И дела у завода пошли вгору: в 2004 году был продемонстрирован автоклуб АК-03 на шасси КамАЗ, в 2006 году получен заказ от Минобороны РФ на агитмашины на шасси Урал.
Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ОАО «Исток» является единственным в России производителем передвижных автоклубов, причем эта продукция пользуется устойчивым спросом. |