Крайне трудоемкая технология сварки каркаса кузова из угловых профилей автобуса ПрАЗ-1 не позволило выйти на запланированный объем производства, поэтому в 1971 году на уровне Совмина РСФСР было принято решение передать в Прикумск чертежи на автобус «Кубань-Г1А», », конструкция которого была хорошо приспособлена под серийное производство в условиях малых предприятий. Легкий в изготовлении, каркас из прямоугольных труб обеспечивал, кроме того, большую прочность и жесткость кузову, что, в конечном счете, влияло на долговечность всей конструкции автобуса в целом. Это являлось немаловажным фактором при условии эксплуатации этих машин на селе, где отсутствие дорог выдерживала не всякая техника.
Выпуск «Кубаней» начался в конце 1972 года, когда город снова стал Буденновском, а само предприятие вновь переименовано – в Буденновский ремонтно-механический завод. Производство автобусов на БРМЗ всегда находилось под четким техническим контролем со стороны держателя конструкторской документации – механического завода «Кубань». Из Краснодара на БРМЗ поступали также чертежи на все модернизированные модели, поэтому все последующие серии автобусов «Кубань», одинаковых как две капли воды, выпускались параллельно сразу на двух предприятиях.
Единственным исключением стал автобус «Кубань-Г1А1-01» на базе шасси ГАЗ-53А, который был разработан на КМЗ по заказу «Россельхозтехники» и предназначался специально для буденновского предприятия, где их начали выпускать в 1978 году. Сам же мехзавод «Кубань» из-за отсутствия фондов на шасси ГАЗ-53А приступил к их производству только через четыре года.
В 1983-1984 годах параллельно с КМЗ на заводе идет освоение автобусов «Г1А1-02» на базе нового шасси ГАЗ-53-12-01, но из-за сбоев в поставках предприятия вынуждены некоторое время выпускать переходную модель автобуса «Кубань-Г1А1-03», который базировался на шасси ГАЗ-53-12. Все эти 21-местные автобусы на длинном шасси (база 3700 мм) имели однотипный кузов и внешне практически не отличались. Лишь в 1989 году в серию пошел модернизированный видоизмененный кузов, когда увидела свет последняя модификация автобуса «Г1А1-02». Пик производства этих автобусов пришелся на 1990 год, когда было выпущено 3250 штук. А через три года автобус «Кубань» сняли с производства.
Характерной особенностью буденновских машин было отсутствие на капоте стилизованной эмблемы КМЗ – в Буденновске их не ставили.
(Информация подготовлена по материалам статьи Дениса Дементьева "Южный форпост автобусостроения", опубликованной в №3/2008 журнала . Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.) |