В 1933 году в Особом конструкторском бюро при экономическом управлении ОГПУ был разработан дизельный двигатель, названный "Коджу". Двигатель был назван в честь И.В.Сталина и включал в свое название часть партийной клички и фамилии руководителя государства - Коба Джугашвили. ОКБ ОГПУ стояло в ряду проектных организаций, где работали ученые и конструкторы, арестованные как враги народа. Дизель "Коджу" создавался под руководством Н.Р.Брилинга.
В ноябре 1933 года на ЯГАЗе изготовили два опытных автодизеля "Коджу". Оба двигателя были установлены на грузовики Я-5 (условное название Я-5 "Коджу") и 15 ноября 1933 года вместе с несколькими иностранными дизелями приняли участие в испытательном дизельном пробеге по маршруту Ярославль-Москва-Ярославль. "Коджу" успешно прошел испытания.
Еще 15 мая 192 года СНК СССР принял решение о проведении сравнительных испытаний отечественных и зарубежных автодизелей. Международный дизельный конкурс состоялся летом 1934 года. Его основным мероприятием стал пробег по маршруту Москва-Тифлис-Москва, протяженностью более 5000 км. 15 фирм из 8 стран мира установили на отечественные грузовики 40 различных автодизелей: 26 - на Я-5, 13 - на АМО-3 и ЗИС-5, 1 - на ГАЗ-АА. Пробег стартовал 24 июня 1934 года и финишировал через 32 дня. Он показал, что шасси ЯГАЗа лучше других подходили под установку дизеля.
После дизельного пробега в НАТИ началась доводка мотора "Коджу". К 1938 году "НАТИ-Коджу" развивал мощность 105-110 л.с. при 1800 об/мин. На испытаниях грузовик ЯГ-6 с таким дизелем расходовал около 25 литров топлива на 100 км и развивал скорость около 70 км/ч. К 1939 году он был подготовлен у серийному производству.
Производство "НАТИ-Коджу" намечали развернуть на новом Уфимском моторостроительном заводе (постановление о его строительстве ВСНХ СССР принял еще 27 июля 1931 года). Однако, эти планы не были реализованы, так как данное предприятие перешло в авиационную промышленность.
|