В конце 1931 года на ЯГАЗе был построен опятный образец тяжелого трехосного грузовика Я-Х-НАТИ. А в начале февраля 1932 года был освоен серийный выпуск данного грузовика под маркой ЯГ-10. Он имел грузоподъемность 8000 кг, массу в снаряженном состоянии 6800 кг, мог преодолевать подъем с полной нагрузкой до 20 градусов. При наибольшей скорости 42 км/ч имел эксплуатационный расход топлива 55 л на 100 км пути. Рессорная подвеска задних мостов ЯГ-10 была типа WD. Для повышения проходимости предусматривались съемные гусеничные цепи типа Overall.
После реконструкции завода на нем предполагалось выпускать не менее 100 таких машин в год. Воплощение этого замысла требовало завершить модернизацию завода и, главное, построить новый цех для выпуска автомобильных двигателей. Фактически ЯГ-10 выпускался с 1932 по 1940 года в весьма ограниченных количествах.
Кроме того, в 1938-1940 годах было выпущено 10 автомобилей с двигателем Hercules мощностью 103 л.с. (иногда этот автомобиль условно называют ЯГ-10М). В 1934 году для дизельного пробега был подготовлен ЯГ-10 с дизельным двигателем импортного производства. Всего же за 9 лет выпуска было произведено 333 экземпляра ЯГ-10, и если первоначально это была трехосная модификация Я-5, то со временем все изменения, которые вносились в последующие модели (ЯГ-3, ЯГ-4, ЯГ-6) отражались и на ЯГ-10.
Практически все изготовленные автомобили ЯГ-10 были направлены в части Красной Армии. На некоторых из них были установлены 76-мм зенитные орудия. В 1935 году несколько автомобилей этой марки были оборудованы цистернами ленинградского завода "Промет" емкостью 8000 литров.
|